Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"

Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
17 сентября

Организация воспитательного процесса

фотоальбом

пятница, 16 декабря 2011 г.

Родительское собрание «Мир вокруг меня». (3 класс)

1. Психолого-физиологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это время у ребенка происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Такая физиологическая перестройка от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

В это период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности возраста, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая зависимость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнение программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку производить уже более сложные мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителей дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, то есть вступает в сознательную фазу формирования личности.

Изменяется и эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны у младших школьников еще сохраняется чувство бурно реагировать на все новое, наглядное и яркое, с другой стороны рождаются новые специфические переживания, свобода сменяется зависимостью и подчинением новым правилам. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Это отражается на здоровье школьника и его поведении.

К ребенку обязательно приходят два определяющих мотива поведения: мотив долженствования («надо») и мотив желания («хочу»). Какую бы стратегию не избрал ученик, мы взрослые должны помочь ему. Школьник всегда становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Но каждый ребенок понимает, что он начинает занимать новое место внутри отношений людей: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются.

А теперь рассмотрим, что мы взрослые можем сделать для ребенка, чтобы он выбрал именно правильный путь.

2. Учебная деятельность
Учебно-организационные умения и навыки
Организация рабочего места, выполнение правил гигиены, учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности (вместе с учителем), работа консультантом, планирование организации, контроля труда.
Учебно-информационные умения и навыки
Чтение текста, работа с учебником, практическая работа, усвоение информации с помощью учителя, аудиозаписи, компьютера, видеотехники, работа со справочной и дополнительной литературой.
Учебно-коммуникативные умения и навыки
Письменная речь: умение писать сочинение, изложение, записывать под диктовку, правильно оформлять работу.
Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рецензировать ответы других учащихся, рассуждать, описывать явления, действия.
Учебное слушание: умение выделить главное из сказанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы на понимание, обобщение.

3. Воспитательная деятельность
Интерес к самому себе
Задача воспитательной деятельности побудить у ребенка это интерес. Ему необходимо научиться ставить перед собой вопросы и отвечать на них, любить себя в самом хорошем смысле этого слова.

Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы достичь чего-либо? Задача воспитательных мероприятий – пробудить у ребенка желание задавать себе эти вопросы, не испытывая при этом вины, страха, боязни неуверенности.
Самопризнание себя как личности
Взрослые должны помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах. Ребенку, как и взрослому необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит его к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
Управление самим собой
Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчинять приказам – одно из важных звеньев реализации воспитательной работы. Каждая воспитательная ситуации должна предлагать право выбора правильного решения и формировать ответственность перед самим собой.

Это умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Если ребенок в состоянии найти выход из сложной ситуации самостоятельно, пусть он это делает. Это способствует воспитанию воли, характера, эмоциональной устойчивости.
Уважение чужого мнения
Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свои ошибки. Смысл воспитательной работы – научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя других и не формируя у ребенка комплекс вины.
Любознательность и вовлеченность в деятельность
Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и внеурочной. Детям хочется все знать, они хотят активно участвовать во всех делах, которые предлагает педагог. При этом следует отметить, что активно участвовать – это проявлять себя, показывать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности развивает важное и необходимое качество в жизни – трудоспособность. Задача взрослых создавать условия для ее проявления, контролировать результативность и успешность и стимулировать участие ребенка в классных и школьных делах.
Эмоциональная устойчивость
Задача педагогов развивать положительные эмоции, а также управлять отрицательными эмоциями. В первую очередь – это умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду, не растить в себе желание отомстить и наказать. Еще одно важное умение – управлять своим страхом. Страх потерпеть неудачу, получить двойку, оскорбительное замечание – это стойкий ярлык, от которого трудно избавиться всю школьную жизнь. Кроме этого ребята вместе с педагогами должны уметь развивать в себе эмоции, соответствующие определенным ситуациям.
Мотивация действий и поступков
Огромное значение успешности жизнеутверждения человека играет мотивация. Отношение школьников к учению и всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности.

Каждый ребенок, который посещает школу, хочет учиться хорошо, а стимулом проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность ученика, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Задача педагогов активно использовать сотрудничество и соревнование, как методы, стимулирующие мотивацию учеников для достижения воспитательных целей, так как детям важен личный успех и результат.

Я и мои родители
1. Одна из проблем нашего времени – плотно работающие с сознанием ребенка средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM – радио) и видео-аудио-компьютерная индустрия. Мы родители, сами того не замечая, внедряем в сознание наших детей весь этот мусор. Часто в беседах с родителями мы слышим, нам некогда, нужно работать, кормить детей. Свою тревогу родители не видят, сидит ребенок у телевизора и хорошо. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка – 2-3 часа у телевизора. Насилие, молодежная субкультура, ориентирующая наших детей на удовольствие и потребление, уводит наших детей от реальности.

Кроме этого, неподвижность у телеэкрана вызывают усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость и апатию. Если к этому добавить наушники, сотовые телефоны – все это приводит к отклонениям в физической и эмоциональной сфере ребенка уже в младшем школьном возрасте. Еще одна школьная проблема ребенка – отсутствие мотивов учения школьников, ведь вокруг столько интересного и без учебы. Для того чтобы заинтересовать ребенка хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, дома появляется чудо техники – компьютер, за которым ребенок проводит в день еще 2-3 часа, ведь нам некогда, нужно готовить, убирать и т.д. Перед нами встает вопрос, а когда же делать уроки, гулять или общаться с ребенком. Времени катастрофически не хватает. А теперь посчитали часы? А о здоровье подумали? А не удивились, что ваш ребенок постоянно злится?

Все выше перечисленное приводит к тому, что ребенок, ведя такой образ жизни, имеет проблемы не только со здоровьем, но у него появляются трудности в учебе, проблемы в общении.

2. По результатам исследований российских психологов, в среднем ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за школьной партой (дома за письменным столом) 2,5 – 3 часа, не считая школьные уроки. И тогда мы, родители, впадаем в другую крайность. Нужно срочно отдать ребенка в спортшколу, хореографическую студию и т д… и желательно во все студии сразу. А если мы еще хотим, чтобы наше чадо было и художественное образовано. Ребенок, желая оправдать все наши чаяния, старается, пытается обхватить невозможное, занимается везде, где только можно. И сначала все на наш взгляд идет хорошо. Ребенок занимается, ему это нравится, вечером дома делает домашние задания, даже успевает погулять перед сном. Правда тогда ложится спать он обычно после полуночи.

У таких детей появляются проблемы личностного характера, у них появляется апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость. А теперь страшные цифры. 40% попыток суицида у подростков – это те дети, которых мы, взрослые, решили «гармонично» развивать. Давайте задумаемся об этом.

3. К вопросу учебы наших детей. Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше у них развито непроизвольное внимание. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. В результате дети не успевают выполнить задание в срок, потерять темп деятельности, пропустить буквы в словах, сделать ошибку в вычислениях. Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется только в социальном контакте. Наша с вами задача быть всегда рядом с ребенком. Если наше дитя привыкло с детства рисовать, конструировать, изготовлять поделки вместе с родителями, проявлять интерес к этой деятельности, то и в дальнейшем ребенок с удовольствием переключится на учебную деятельность вместе с родителями. Вечерние чтения вслух всей семьей, занятия математикой, русским языком ( прекрасным тренингом для домашних работ могут стать тренажеры по русскому языку и математике Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А) – залог успешного развития вашего ребенка.

4. Особенность школьного обучения состоит в том, что наш ребенок должен обязательно достичь определенных результатов. Но мы некогда не дождемся этих результатов, если не поддержим наше чадо личным примером. Но зачастую мы поступаем по-другому: покупаем ребенку дорогую игрушку, вещи и считаем, что проблема решается. Ребенок сыт, одет и все хорошо. Но проблема только «засыпает», но, проснувшись, превращается в лавину, которую уже невозможно остановить.

Все это касается и здоровья нашего ребенка. Повторяю, ребенок чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, регулярно делают зарядку, то и ребенок будет жить по тем же правилам и законам, принятыми в семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает по привычке, выработанной годами. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, выходные на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если мы, родители, не воспитаем у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. И не нужно говорить о недостатке времени. Достаточно 10-15 минут движений вместе с ребенком ежедневно и независимо от складывающихся ситуаций – результат успешной работы с ребенком налицо. Ведь ребенку важно, что мама и папа делают все вместе с ним, помогая и одобряя его.

5. Теперь перейду к самому важному. Для нас, родителей, важно поощрять уникальность нашего ребенка. Для этого достаточно 10 минут ежедневного «неформального» внимания вашему чаду. Поговорите с ребенком о том, что важно ему. Ведь каждый ребенок нуждается в нашей любви, ласке, в его успешности, уважении к его мнениям. Опасайтесь жалостливости. Всегда помните, что мы чрезмерно оберегаем – мы ослабляем, избегайте сравнений. Воспитывая ребенка, помните о том, каким мы хотим видеть его в будущем, и будьте уверены, именно ваш ребенок выберет «правильный» путь в своей жизни.


Используемая литература:

1. Н.И.Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва. Изд. «Вако». 2007 г.

2.Д.В.Григорьев. П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва. Изд. «Просвещение».2010 г.

3.Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников. Методическое пособие. Москва. Изд. «Аркти». 2008 г.

4. И.М.Никольская. Р.М. Грановская. «Психологическая защита у детей». Москва. Изд. «Речь». 2000г.

5. Вариативные особенности модели «шестилетняя начальная школа». Москва 2010 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий