Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"

Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
17 сентября

Организация воспитательного процесса

фотоальбом

воскресенье, 31 октября 2021 г.

Опытно-экспериментальная работа по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Опытно-экспериментальная работа по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира 1. Диагностика исходного уровня проектно-исследовательской деятельности младших школьников Опытно-экспериментальная работа по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира проводилась на базе МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2», г. Луховицы. В исследовании приняли участие ученики 4 класса (20 человек). Опытно-экспериментальная работа строилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе использовались 3 методики. Методика №1. Перечень любимых занятий (М. В. Матюхиной). Цель: выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения. Для выявления степени сформированности познавательного интереса по первому критерию была использована методика М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Испытуемому предъявлялся бланк с перечнем занятий, из которых надо было выбрать четыре самые любимые. 1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры на уроках окружающего мира. 2. Делать выводы с помощью учителя на уроках окружающего мира. 3. Выполнять задания по окружающему миру. 4. Узнавать откуда произошли животные. 5. Самому составлять задания по окружающему миру. 6. Подготовить сообщение по определённой теме. 7. Узнать, почему предмет называется определённым словом. 8. Самому составлять схемы к определённому заданию. 9. Узнавать названия редких растений и животных 10. Слушать, когда учитель рассказывает что–то необычное. 11. Узнавать о животном мире. 12. Делать самому выводы на уроках окружающего мира. На основе выбора любимых занятий определялся характер интересов содержательной и процессуальной стороной учения:  пункты 1 и 10 – свидетельство интереса учащегося к занимательности;  пункты 9 и 11 говорят о привлекательности для ребёнка фактов;  пункты 4 и 7 фиксируют пристрастие к сути явлений;  пункты 3 и 6 – подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;  пункты 2 и 12 соответствуют поисково-исполнительскому уровню;  пункты 5 и 8 отражают творческий уровень. Индивидуальный уровень развития учебных интересов учеников можно выявлять, оценивая каждый выбор в баллах: Выбор занятий 1, 3, 6, 10 – баллом 1; Выбор занятий 2, 9, 11, 12 – баллом 2; Выбор занятий 4, 5, 7, 8 – баллом 3. Итого: низкий уровень – 4-6 баллов, средний уровень – 7-9 баллов, высокий уровень – 10-12 баллов. Методика №2. Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте (А. А. Горчинская). Цель: выявить степень развитости у учащихся познавательного интереса. Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизирован¬ной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возмож¬ных вариантов ответов какой-либо один. 1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по мате¬матике? а) да; б) иногда; в) нет. 2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразитель¬ность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других. 3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы? а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало. 4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы? а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания. 5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое? а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, дру¬зьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать. Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно вы¬раженной познавательной активности; ответы б) — об умерен¬ной; ответы в) — о слабой выраженности. Методика №3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л. В. Байбородова). Цель: выявление мотивов участия учащихся в деятельности. Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 - привлекает очень сильно; 2 - привлекает в значительной степени; 1 - привлекает слабо; 0 - не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности: 1. Интересное дело. 2. Возможность общения с разными людьми. 3. Возможность помочь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Возможность творчества. 6. Возможность приобрести новые знания, умения. 7. Возможность руководить другими. 8. Возможность участвовать в делах своего коллектива. 9. Возможность заслужить уважение товарищей. 10. Возможность сделать доброе дело для других. 11. Возможность выделиться среди других. 12. Возможность выработать у себя определённые черты ха¬рактера. Обработка и интерпретация результатов. Для определе¬ния преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы (пункты 3,4,8,10); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6,12); в) престижные мотивы (пункты 7,9,11). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Анализ результатов диагностики по методике №1 представлен в таблице 1. Методика 1 показала следующие результаты. Таблица 1 Уровень сформированности познавательного интереса (методика Матюхиной М.В.) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы Результаты диагностики по методике 1 Уровень Количество человек % Высокий уровень 5 25% Средний уровень 8 40% Низкий уровень 7 35% Представим результаты методики наглядно (рис. 1). Рис. 1. Результаты диагностики по методике 1 Анализ результатов диагностики по методике №2 представлен в таблице 2. Методика 2 показала следующие результаты. Таблица 2 Уровень сформированности познавательного интереса (методика Горчинской А.А.) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы Результаты диагностики по методике 2 Уровень Количество человек % Высокий уровень 6 30% Средний уровень 4 20% Низкий уровень 10 50% Представим результаты методики наглядно (рис. 2). Рис. 2. Результаты диагностики по методике 2 Анализ результатов диагностики по методике №3 представлен в таблице 3. Методика 3 показала следующие результаты. Таблица 3 Уровень сформированности познавательного интереса (методика Байбородова Л.В.) на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы Результаты диагностики по методике 3 Преобладающий вид мотивов Количество человек % Коллективистские мотивы 12 60% Личностные мотивы 6 30% Престижные мотивы 2 10% Представим результаты методики наглядно (рис. 2). Рис. 3. Результаты диагностики по методике 3 Таким образом, на констатирующем этапе методики показали следующие результаты: Высокий уровень интереса к содержанию и процессу учения у 25% детей, средний – у 40% детей, низкий – у 35% детей. Сильно выраженная познавательная активность у 30% детей, умеренная – у 20% детей, слабая – у 50% детей. Изучая мотивы школьников, нужно отметить, что у большинства школьников, в значительной степени, развиты коллективистские мотивы. Так же хорошо развиты престижные мотивы. А личностные мотивы развиты слабо. По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что исследовательские навыки младших школьников недостаточно развиты. Так мы подошли к формирующему этапу опытно-экспериментальной работы. 2. Основные методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена работа по формированию исследовательских навыков у младших школьников в проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. В течение года нами целенаправленного и систематически использовалась проектно - исследовательская деятельность на занятиях по окружающему миру; при этом учитывались возрастные особенности детей при выборе тем и организации проектно - исследовательской деятельности; при организации и проведении проектов поддерживалась творческая атмосфера, поддерживался интерес к исследовательской деятельности. Класс работает по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). В учебнике для 4 класса заложен новый уровень выполнения младшими школьниками учебных проектов, когда на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Учебник для 4 класса не предусматривает наличия отдельных разворотов по каждой теме проекта. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. На формирующем этапе школьники самостоятельно выбирали тему проекта из предложенного списка . Таким образом, уже на этапе выбора темы проекта у учащихся развивается самостоятельность и ответственность за принятое решение. Нами использовалась и памятка в первой части учебника «Как работать над проектом», обобщающая имеющийся у учащихся опыт такого рода деятельности. Каждый ученик опирался на эту памятку как на общий план действий при выполнении своей проектной работы. С учетом этапов работы над проектом решались следующие методические задачи: 1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы). 2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации). 3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы). Методика проектной работы предполагала как коллективную деятельность учащихся под руководством педагога, который выступает в качестве консультанта, организатора, так и индивидуальную работу с привлечением членов семьи в качестве помощников, советчиков. Таким образом, на формирующем этапе решалась важная педагогическая задача: учащиеся не только выполняли работу, но и учились деловому творческому общению со своими сверстниками и со взрослыми. Целью любого проекта ставилось решение проблемы творческого и поискового характера. Поэтому учащиеся получали максимальную возможность для самореализации, для применения различных способностей (аналитических, художественных, коммуникативных), которые на уроке зачастую остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при этом была - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. Некоторые проекты, представленные в учебнике, были реализованы и в рамках внеурочной деятельности. Работа над проектами также способствовала эффективному формированию универсальных учебных действий:  личностных;  регулятивных (организационных);  познавательных (интеллектуальных);  коммуникативных. Кроме того, работа над проектами на формирующем этапе позволяла ученикам:  обрести ощущение успешности, не зависящее от текущей успеваемости;  научиться применять полученные знания;  организовывать сотрудничество с родителями, другими взрослыми на регулярной основе;  сотрудничать и вести диалог со сверстниками;  учитывать и понимать точку зрения своего одноклассника;  распределять роли при выполнении группового проекта;  ставить цели своей работы;  планировать свою деятельность для реализации проекта;  предъявлять результаты проектной деятельности;  оценивать проекты, как свои, так и своих одноклассников. Работа над проектами была организована таким образом, что каждый ученик в течение года принял участие в выполнении, как минимум нескольких проекта. Детей заранее ознакомили с темами проектов, чтобы у школьников было достаточно времени для осознанного выбора. В начале первого полугодия был обсужден общий план выполнения проекта (памятка «Как работать над проектом»). Вернулись к нему и в начале второго полугодия при знакомстве с темами проектов второй части учебника. Проектные работы выполнялись как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети работали самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Родители и другие взрослые, задействованные в работе, были нацелены на максимальное раскрытие творческих способностей и практических умений детей, на полноценное, заинтересованное сотрудничество с ними. Презентация проектов была предусмотрена в конце каждого проекта и в конце каждого полугодия. Поскольку темы проектов очень разнообразны, одного часа на проведение презентации, как правило, было недостаточно. Поэтому время презентации было увеличено за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность. Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного проекта были весьма разнообразны и зависят от выбранной темы. Это мог быть рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, памятка, альбом, фотовыставка, стенгазета, карта с обозначением заповедников, национальных парков, объектов Всемирного наследия, схема-маршрут путешествия, «Красная книга (родного края, России, мира)», календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и т.д. В рабочей тетради для 4 класса в программе, по которой работает класс, не предусмотрено место для работы над проектами. Поэтому все записи, зарисовки и т.д. дети выполняли в отдельных тетрадях, альбомах, книгах, папках, на электронном носителе, которые в соответствии с выбранным способом работы готовятся индивидуально, в парах, группах или всем классом. При этом дети применяли умения и навыки, приобретенные ими в процессе проектной деятельности в предыдущих классах. Рассмотрим пример проведенного с классом проекта. Учебный проект по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Лес и человек». Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных, и т. д. ) через реализацию учебного проекта по теме «Лес и человек». Учебные задачи проекта: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:  формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие исследовательских навыков. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):  формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций. 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;  освоение знаний о значении леса в жизни человека, применение экологических знаний в практической деятельности. Средства (оборудование):  учебник по окружающему миру (УМК «Школа России», А.А. Плешаков);  энциклопедии, справочники, словари;  проектор-компьютер, ноутбук;  листы А3, краски, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин. Карта урока-проекта: Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Эмоциональное начало урока Чтение учителем стихотворения: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе и серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои! Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через игру «Найди друга» (установи соответствие) и разгадывание кроссворда Учитель проводит игру в парах сменного состава «Найди друга». Какая же тема нашего урока? (Берегите лес) Какие карточки остались? Почему? Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава и заполняют кроссворд. коммуникативные (работа в парах) регулятивные познавательные Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися через составление кластера «Значение леса в жизни человека». Использование ИК Организация диалога с учащимися, основанного на предположениях детей Учитель в качестве помощника заполняет кластер «Значение леса в жизни человека», используя предположения учащихся. Зачем человеку нужно беречь лес? Учащиеся высказывают свои предположения. коммуникативные регулятивные познавательные Организация взаимодействия с учащимися через работу с учебником Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебника на стр.106-107, используя приём : чтение-открытие и знаки открытия новых знаний. Наша таблица заполнена не вся. Продолжим работу по учебнику. Прочитайте текст на стр.107 и отметьте знаком ! те значения леса, которые мы пока не записали в таблицу. Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике и отмечают недостающие в кластере значения леса. познавательные (отбор информации) Дополнение кластера новыми знаниями, найденными учащимися в учебнике Чтение стихотворения «Почему мы с лесом дружим?» ученицей Учитель дополняет кластер недостающими значениями. Учащиеся делают выводы о значении леса для человека. коммуникативные познавательные Обобщение знаний учащихся о значении леса в жизни человека через игру «Пересадки» Учитель проводит игру «Пересадки». О каком значении леса вы услышали в стихотворении? (источник древесины; практическое значение леса) А какие ещё значения леса вы запомнили? Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол. Это лес! Или рама, двери, пол? Это лес! А пенал красивый наш? Лес! Или этот карандаш? Лес! Ну, а стол, скамейка, парта? Лес! А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес! Оглянись, всё вокруг это наш зелёный друг! коммуникативные (полные ответы учащихся, готовые речевые высказывания) Работа в статичных группах Постановка проблемы Создание учителем проблемной ситуации. В стихотворении прозвучала следующая строчка: «Почему мы с лесом дружим…». А что значит дружить? (беречь, уважать, защищать) Как беречь? От кого защищать? На эти вопросы вы ответите сегодня, работая в группах. Учащиеся взаимодействуют сначала в статичных парах, а потом в парах сменного состава, называя значения леса: место отдыха; источник топлива; дом для растений и животных; защитник воздуха, водоёмов, почв; коммуникативные регулятивные познавательные Деление класса на группы Сегодня у нас будут работать 4 группы: 1 группа – лесничие; 2 группа охотники; 3 группа – пожарные; 4 группа – экологи. Мы попробуем создать необычную книгу, которая поможет ребятам правильно вести себя в лесу. Учитель предлагает учащимся выбрать группу, используя для этого эмблему. коммуникативные регулятивные познавательные Планирование деятельности Каждая группа будет создавать свою страничку к нашей общей книге, используя разные источники информации. Для выполнения творческого задания пользуйтесь инструкционной картой. Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе. Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса (эстетичность, правильность, аккуратность) Учащиеся выбирают, в какой группе они хотели бы работать, берут эмблему и садятся за соответствующие места. коммуникативные регулятивные познавательные Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха. Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата. регулятивные Презентация проекта Учитель организует презентацию результатов каждой группы, при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат, толерантность и др. Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. Оформляют проект, изготавливают продукт, участвуют в коллективном анализе проекта, выясняют причины успехов и неудач. Оценивание эмоциональной сферы учащихся (дерево с листьями) Учащиеся осуществляют защиту проекта. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе: коллективного обсуждения; самоанализа. Инструкционная карта 1. Распределите роли в группе. 2. Познакомьтесь с информацией по данной теме, используя разные источники. 3. Выдели экологическую проблему. 4. Выбери необходимые материалы для изготовления странички «Лесной книги». 5. Изготовь условный знак. 6. Приготовьтесь к презентации. Лист самооценки: Мои знания и умения в учебном проекте Результаты 1 Я умею принимать и сохранять учебную задачу 2 Я умею планировать, контролировать свою деятельность 3 Я умею заполнять инструкционный лист 4 Я умею оценивать свою деятельность 5 Я умею работать с информацией (источники информации: 6 Я умею слушать и слышать товарищей 7 Я умею чётко и ясно излагать своё мнение 8 Я умею работать в группе (паре) 9 Я горжусь своей Родиной 10 Я знаю значения леса в жизни человека 11 Допиши экологические проблемы леса: 1) Вырубка лесов 2) Загрязнение леса 3) 4) Таким образом, на формирующем этапе нами был проведен ряд проектов. В течение года целенаправленного и систематически использовалась проектно - исследовательская деятельность на занятиях по окружающему миру; при этом учитывались возрастные особенности детей при выборе тем и организации проектно - исследовательской деятельности; при организации и проведении проектов поддерживалась творческая атмосфера, поддерживался интерес к исследовательской деятельности. Так мы подошли к контрольному этапу эксперимента. 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика учащихся по тем же методикам, которыми мы пользовались и на констатирующем этапе: 1. Методика №1. Перечень любимых занятий (М. В. Матюхина). 2. Методика №2. Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте (А. А. Горчинская). 3. Методика №3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л. В. Байбородова). Методика 1 показала следующие результаты. Таблица 4 Уровень сформированности познавательного интереса (методика Матюхиной М.В.) на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы Результаты диагностики по методике 1 Уровень Количество человек % Высокий уровень 12 60% Средний уровень 6 30% Низкий уровень 2 10% Представим результаты методики наглядно (рис. 1). Рис. 4. Результаты диагностики по методике 1 Методика 2 показала следующие результаты. Таблица 5 Уровень сформированности познавательного интереса (методика Горчинской А.А.) на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы Результаты диагностики по методике 2 Уровень Количество человек % Высокий уровень 10 50% Средний уровень 7 35% Низкий уровень 3 15% Представим результаты методики наглядно (рис. 2). Рис. 5. Результаты диагностики по методике 2 Методика 3 показала следующие результаты. Таблица 6 Уровень сформированности познавательного интереса (методика Байбородова Л.В.) на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы Результаты диагностики по методике 3 Преобладающий вид мотивов Количество человек % Коллективистские мотивы 6 30% Личностные мотивы 10 50% Престижные мотивы 4 20% Представим результаты методики наглядно (рис. 2). Рис. 6. Результаты диагностики по методике 3 Таким образом, на контрольном этапе методики показали следующие результаты: Высокий уровень интереса к содержанию и процессу учения у 60% детей, средний – у 30% детей, низкий – у 10% детей. Сильно выраженная познавательная активность у 50% детей, умеренная – у 35% детей, слабая – у 15% детей. У большинства школьников, в значительной степени, развиты личностные мотивы. Так же хорошо развиты коллективистские мотивы. А престижные мотивы развиты слабо. Рассмотрим динамику показателей по всем трем диагностикам (рис. 7-9). Интерес к содержанию и процессу учения значительно вырос. Рис. 7. Динамика результатов диагностики по методике 1 Познавательная активность у школьников также значительно выросла. Рис. 8. Динамика результатов диагностики по методике 2 Мотивы у школьников претерпели изменения. Выросло количество преобладающих личностных и престижных мотивов. Рис. 9. Динамика результатов диагностики по методике 9 По результатам контрольного этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что исследовательские навыки младших школьников улучшились. Таким образом, мы доказали гипотезу о том, что развитие исследовательских навыков детей младшего школьного возраста происходит наиболее эффективно при условиях:  целенаправленного и систематического использования проектно - исследовательской деятельности на занятиях по окружающему миру;  учета возрастных особенностей детей при выборе тем и организации проектно - исследовательской деятельности;  создании творческой атмосферы, поддержании интереса к исследовательской деятельности. Выводы Опытно-экспериментальная работа по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира проводилась на базе МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2» г. Луховицы. В исследовании приняли участие ученики 4 класса (20 человек). Опытно-экспериментальная работа строилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе использовались 3 методики: 1. Методика №1. Перечень любимых занятий (М. В. Матюхина). 2. Методика №2. Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте (А. А. Горчинская). 3. Методика №3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л. В. Байбородова). Высокий уровень интереса к содержанию и процессу учения у 25% детей, средний – у 40% детей, низкий – у 35% детей. Сильно выраженная познавательная активность у 30% детей, умеренная – у 20% детей, слабая – у 50% детей. Изучая мотивы школьников, нужно отметить, что у большинства школьников, в значительной степени, развиты коллективистские мотивы. Так же хорошо развиты престижные мотивы. А личностные мотивы развиты слабо. По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что исследовательские навыки младших школьников недостаточно развиты. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами проводилась работа по формированию исследовательских навыков младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. В течение года нами целенаправленного и систематически использовалась проектно - исследовательская деятельность на занятиях по окружающему миру; при этом учитывались возрастные особенности детей при выборе тем и организации проектно - исследовательской деятельности; при организации и проведении проектов поддерживалась творческая атмосфера, поддерживался интерес к исследовательской деятельности. На контрольном этапе эксперимента мы провели диагностику детей по тем же методикам, которыми мы пользовались и на констатирующем этапе. Высокий уровень интереса к содержанию и процессу учения у 60% детей, средний – у 30% детей, низкий – у 10% детей. Сильно выраженная познавательная активность у 50% детей, умеренная – у 35% детей, слабая – у 15% детей. У большинства школьников, в значительной степени, развиты личностные мотивы. Так же хорошо развиты коллективистские мотивы. А престижные мотивы развиты слабо. По результатам контрольного этапа опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что исследовательские навыки младших школьников улучшились. Гипотеза доказана. Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644). 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755). 4. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2012. 5. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., , Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Юнити, 2014. 6. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2006. 7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Юнити, 2000. 8. Введение в психодиагностику. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Юнити, 1999. 9. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А., Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №20. 10. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию. – М.: Литература, 2006. 11. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. – Новосибирск, 2003. 12. Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работ. индив. – М.: Интеллект-Центр, 2014. 13. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Р.н.Д.: Феникс, 2005. 14. Каратаева Е.И. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия //Директор школы. – 2000. – №9. 15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. 16. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. Л. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Ч.1. 17. Орлова Л.В. Уроки и исследования // Начальная школа. – 2009. - №14. 18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2013. 19. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Юнити, 2005. 20. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. // Учитель. – 2000. - - № 4. 21. Полат Е.С., ИОСО РАО Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2001 г. 22. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. 23. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. 24. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., исправл. и дополн. / А.И. Савенков. - Самара: «Учебная литература», 2006. 25. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. – 2009. – №2. 26. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Высшее образование, 2005. 27. Стрельцова, О. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний» / О. Стрельцова // Начальная школа. – 2009. - №12. 28. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Питер, 2002. 29. Тимофеева В. П. Исследовательская работа в начальной школе // Начальная школа. – 2008. – №2. 30. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2008. – №2. 31. Творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / Информационный портал для работников системы образования. Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib/319/68689/

Комментариев нет:

Отправить комментарий