Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"

Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
17 сентября

Организация воспитательного процесса

фотоальбом

суббота, 27 января 2018 г.

Теоретические основы формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников


Введение Вопросы духовно-нравственного воспитания волновали общество во все времена. В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим очень остро стоит проблема формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Проблеме формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у детей посвящены работы Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. В настоящее время эта проблема представлена в трудах Т. И. Петраковой, О. В. Пантелеевой, В. Т. Чепикова, Е. В. Фадич, М. И. Ковалёвой, И. В. Метлик. Ведущие психологи, педагоги В. Т. Чепиков, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн отмечали, что именно в младшем школьном возрасте, закладывается представление о духовно-нравственных ценностях и формируется осознанное, правильное к ним отношение. Так, например, В.Т.Чепиков писал: «В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребёнком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности». Художественное чтение – это один из самых доступных средств и методов формирования достойной человеческой личности с колыбели ребенка в детском саду и в семье. В художественной литературе моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку – он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрывают лучшие черты и качества людей, осуждаются отрицательные поступки и явления, ¬ все это находит живой отклик у детей, способствует формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Противоречие между значимостью формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников и недостаточной разработкой методических приёмов, необходимых для достижения цели, составляет проблему нашего исследования. Проблема исследования: как формировать представления о духовно-нравственных ценностях у детей младшего школьного возраста? Объектом исследования является процесс формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: методические приёмы формирования представлений о духовно-нравственных ценностях. Цель исследования: выявить методические приёмы формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников и проверить их эффективность в ходе опытно–экспериментальной работы. Гипотеза исследования: формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников будет проходить эффективно, если: – осуществлять подбор литературных произведений, посредством которых формируются представления о духовно-нравственных ценностях: семья, Родина, добро, истина, мир, свобода, труд, совесть. – применять комплекс заданий, способствующий развитию эмоциональной сферы, осознанию представлений о духовно-нравственных ценностях, освоению нравственных норм. В соответствии с целью и гипотезой исследования мы определили следующие задачи исследования: 1. Определить актуальность духовно-нравственных ценностей в современной теории и практике отечественного образования. 2. Раскрыть психологические особенности формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников. 3. Выявить педагогические условия формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у детей младшего школьного возраста. 4. Провести опытно–экспериментальную работу по формированию представлений о духовно-нравственных ценностях. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, анкетирование, опытно–экспериментальная работа. Практическая значимость заключается в обобщении опыта работы по формированию представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников. Материалы данной программы могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов. База исследования: МБОУ «ЛСОШ №2» г. Луховицы. Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников 1.1. Духовно-нравственные ценности, актуальные для формирования у детей младшего школьного возраста на современном этапе В младшем школьном возрасте, когда закладываются основные черты личности и особенности её характера, необходимо развивать основные черты нравственного облика и духовного мира ребёнка. Нравственные понятия и категории, принятые ребёнком, становятся фактором и условием, обеспечивающим нравственную устойчивость личности, а сама устойчивость достигается через включение в процесс нравственного развития субъекта, когда он сам инициирует и организует процесс своего учения. Важная роль в этом процессе отводится начальной школе. Согласно Л. С. Выготскому, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного облика, качеств личности школьника. Не сформированные своевременно, эти свойства препятствуют развитию личности. В.И. Логинова и П.Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости. Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, понятие «ценность» определяется, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Духовно-нравственные ценности личности большинством исследователей определяются как единство моральных знаний, принципов и нравственных чувств, постоянное осознание и осмысление личностью своего нравственного положения в обществе. С.Н. Галенко считает, что выработанные и хранящиеся в общественном сознании моральные идеи, нормы и идеалы, которые должны быть усвоены человеком для нормальной жизни в обществе занимают ведущее место в системе нравственных ценностей. Устойчивая система нравственных ценностей определяет ценностные отношения и регулирует поведение личности во всех областях жизни, на основе закреплённых в её сознании нравственных ценностей, как результата оценки явлений и действий с позиции добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, справедливости и несправедливости. К.Н. Вентцель нравственность понимает, как установление гармонии между всеми целями нашей жизни, объединение их в одну систему, в одно целое, причем и сама эта система целей беспредельно расширяется. Подробно рассматривая вопрос воспитания и развития в детях духовно-нравственных качеств, К.Д. Ушинский важнейшими ценностными приоритетами считал глубокую, непоколебимую любовь к своей Родине и к своему народу, честность, человечность – способность в любую минуту оказать внимание, помощь и поддержку ближнему, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. По утверждению педагога, надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. Современный этап генезиса представлений о духовно-нравственных ценностных ориентациях начинается в отечественной педагогике в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ в. в связи с разработкой педагогической аксиологии, формированием понятийно-категориального аппарата этой отрасли педагогики (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.А. Чижакова и другие). Методологической основой современных исследований выступают идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики и психологии, представляющие человека как нравственно самосовершенствующееся существо, актуализирующее, развивающее, обогащающее свои природные задатки и потребности на основе оценки себя в окружающем мире. Н.В. Космачёва на основе анализа существующих в современной науке классификаций ценностей установила совокупность общечеловеческих ценностей, перспективных для формирования нравственных ценностных ориентаций на школьном этапе образования. Ядерной ценностью, исходя из принципов гуманистической педагогики, выступает сам Человек, связанными с ней и служащими на благо человека, являются жертвенная и деятельная Любовь к людям, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд, Родина. При формировании данной совокупности учитывался устойчивый характер, длительность существования ценностей в общественном сознании, актуальность их формирования в настоящее время, а также доступность для детей 7-10 лет. 1.2. Психологические особенности формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного формирования представлений о духовно-нравственных ценностях. Система духовно-нравственных ценностей включает в себя три структурных компонента: когнитивный, эмотивный (эмоциональный) и поведенческий (конативный). Когнитивный компонент заключается в познании духовно-нравственных ценностей и формировании духовно-нравственного сознания. В эмотивный компонент духовно-нравственных ценностей входят различные эмоции, переживания и чувства, а также эмоциональное отношение к нравственным нормам. Поведенческий компонент включается в себя знание духовно-нравственных ценностей, правильное их понимание и поведение в соответствии с ними. В нашей работе мы подробно рассматриваем формирование представлений о духовно-нравственных ценностях, то есть когнитивный компонент. Рассмотрим механизм формирования духовно-нравственной ценности. Для её формирования необходимы знания, на основе которых будут складываться представления о сущности духовно-нравственной ценности, о необходимости и о преимуществах овладения ею. У ребенка должно появиться желание овладеть данной духовно-нравственной ценностью, то есть важно, чтобы возникли мотивы. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Они берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность содержания формируемых представлений о духовно-нравственных ценностях. Таким образом, вырисовывается механизм формирования духовно-нравственных ценностей: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение. Главная особенность механизма формирования духовно-нравственных ценностей заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности ценности и от возраста объекта воспитания. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно-нравственного воспитания. Работая над проблемами формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности. Первая важная особенность – это склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок осваивает нормативное поведение. В играх требуется от ребенка умение соблюдать правила. Дети с особой остротой подмечают нарушение правил и выражают свое осуждение автору. Если нарушитель не признает свою вину, то ему придётся закончить игру. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко. Вторая особенность – невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Детям необходима смена видов деятельности во время занятий. Третья особенность – недостаточная четкость духовно-нравственных представлений в связи с небольшим опытом. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности, таких как доброжелательность, честность, справедливость, принципиальность, ответственность, готовность отвечать за последствия своих действий». Если у человека не развиты эмоциональные черты, то названные качества не могут реализоваться успешно. Исполнение любой обязанности требует проявления волевых качеств: усердия, стойкости, настойчивости и выдержки. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость, что способствует формированию у ребенка непроизвольной нравственной мотивации. Важную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения. Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Даже если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия. Чаще всего поступки детей носят подражательный характер или возникают импульсивно в связи с внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Очень важно развивать нравственное сознание детей и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Непосредственное влияние на приобретение духовно-нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Следует отметить, что у младшего школьника благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию продолжает формироваться самосознание. Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от иного – других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Как отмечает С.Л. Рубинштейн: «Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я. В течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени – как называют его окружающие. Сначала он существует для самого себя как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект». Существуют следующие стадии развития самосознания: 1. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. 2. К двум – трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля. 3. К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка). 4. Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. Ребенок младшего школьного возраста, находясь на переходе из 3 в 4 стадию, уже пытается оценивать свои поступки. На этапе формирования самосознания следует уделять особое внимание: оценке окружающих и статусу ребенка в группе сверстников; соотношению «Я–реальное» и «Я–идеальное»; оценке результатов деятельности ребенка. О духовно-нравственных ценностях ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Таким образом, ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. 1.3. Педагогические условия формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников через художественную литературу Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть базовые умения, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. Обучение им необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку возможность полноценно существовать в мире людей. Помощником в данном процессе становятся педагогические условия. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей». Таким образом, определение понятие «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, необходимых для успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности компонентов. Рассмотрим подробнее педагогические условия. Начиная работу участникам педагогического процесса, прежде всего, следует определить цель и задачи формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у детей младшего школьного возраста. Лишь зная, какой результат мы желаем получить мы сможем выстроить нашу дальнейшую работу. Затем необходимо уделить особое внимание изучению индивидуальных и возрастных особенностей, задатков и возможностей, интересов и потребностей, ожиданий и переживаний своих воспитанников. Важно, чтобы педагогический коллектив постоянно освежал и дополнял знания по психологии, педагогике, поскольку от этого зависит эффективность педагогического процесса. Выявить интересы, потребности, задатки, ожидания, переживания, уровень сформированности представлений о духовно-нравственных ценностях у детей можно посредством наблюдения за воспитанниками в различных видах деятельности, в беседах с ними и их родителями, а также благодаря проведению диагностической методики. Зная всю эту информацию, педагог в своей работе сможет достигнуть более эффективных результатов. Выстраивая процесс также необходимо обратить внимание и на то, что в организации деятельности воспитанников как фактора их духовно-нравственного воспитания и развития недопустима какая–либо односторонность. Воспитание не достигнет цели, если оно ограничивается одним внушением и рассказами. Воспитание становится силой лишь тогда, когда оно, воздействуя на сознание, возбуждает активность детей, вовлекает их в разнообразную деятельность, отвечающую задачам воспитания. Следующим педагогическим условием является систематическое наблюдение. В первую очередь за реакцией детей на различные жизненные ситуации, а также затем, как они выражают свои эмоции. Ребенок должен учиться управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции. Также особое внимание следует уделить созданию атмосферы доброжелательности, уважения и доверия в педагогическом процессе. Необходимо, чтобы взрослый своим поведением показывал, что он понимает ребенка и готов порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи, оказать помощь в различных ситуациях и т.д. Успешность в формировании представлений о духовно-нравственных ценностях также зависит от взаимоотношений педагога к детям. Без любви дети не смогут научиться любить окружающих и заботиться о них. Недостаток тепла и ласки в отношениях между детьми и взрослыми ограничивает развитие способности у детей откликаться на эмоциональное состояние другого человека. Вы должны стать для ребенка: источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла. В.Г. Белинский отмечает: «...Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотой умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слова, лишенные любви, и святые истины делают холодным и мертвым нравоучение и потому бессильно над умом и сердцем». Выстраивая процесс воспитания, по возможности старайтесь не давать ребёнку готовых ответов и решений, пусть он попробует поразмышлять сам. Ставьте ребёнка перед искусственно созданными проблемными ситуациями. Для успешного формирования представлений о духовно-нравственных ценностях необходимо создать специальную предметно-развивающую среду, подходящую для свободного и полноценного личностного развития ребенка. Б.Т. Лихачев говорил: «Ребенок подвержен спонтанному саморазвитию и стихийному воздействию среды, среда формирует нравственную сферу воспитанников». Важным педагогическим условием выступают средства духовно-нравственного воспитания. В качестве них следует использовать нравственные эталоны, образцы поведения, события, происходящие в окружении ребенка или в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства; сказки и мифы, в символической форме повествующие о борьбе добра и зла; музыка; искусственно созданные проблемные ситуации; обычаи и традиции; поступки и оценки взрослых; нравственная атмосфера дома и в школе; окружающие предметы интерьера и игрушки и т. п. Средства воспитания должны быть подготовлены заранее. Например, учитель приучает детей к бережному отношению к труду и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей – организовать «мастерскую по ремонту». В этом случае стоит подготовить материалы, которыми дети будут работать. Также эффективным педагогическим условием является проведение бесед с ребятами о прочитанных книгах, о различных жизненных ситуациях. Попытайтесь проверить, как ребёнок понял их содержание, смог ли вникнуть в причинно-следственную связь событий, правильно ли оценил поступки героев произведения. Влияние литературы может быть даже сильнее, чем влияние действительности. Дети осваивают нравственные нормы, осознают нравственные ценности с помощью поступков героев, анализируя и сопоставляя действия тех или иных персонажей. Задачи формирования представлений о духовно-нравственных ценностях у учащихся могут успешно осуществляться и в других видах деятельности. Главное, что умелое педагогическое руководство во всех видах детской деятельности побуждает детей к творческому саморазвитию и самостоятельному выбору поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Для получения наиболее эффективных результатов, предлагаем включить в программу комплекс заданий, способствующий развитию эмоциональной сферы, осознанию представлений о духовно-нравственных ценностях, освоению нравственных норм. Данный комплекс будет содействовать становлению когнитивного компонента нравственного сознания личности ребенка, учить его смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей, расширять, углублять и способствовать осознанию духовно-нравственных представлений. А также, развивать эмоциональную сферу, воспитывать нравственные чувства и адекватное эмоциональное отношение к духовно-нравственным ценностям, создавать ситуации для морального выбора, формировать нравственное поведение. В ходе различных видов деятельности развивайте мотивационную сферу ребенка. Деятельность будет воспитывать только тогда, когда ее цель будет переведена в мотив. Например, дети аккуратно выполняют аппликацию, чтобы порадовать родителей, а не потому, что это просто надо уметь. Духовно-нравственные ценности будут формироваться у воспитанников только в том случае, когда они своими делами, своей активной деятельностью будут приносить радость и пользу другим людям. Так же следует обратить внимание на содействие активному взаимодействию детей с ровесниками. Начиная активную жизнь в человеческом обществе, ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, знать нормы общения и общежития. Симпатия к другим детям переходит в потребность общения со сверстниками и развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти правила и нормы к разнообразным конкретным ситуациям. Выводы Формировать представлений о духовно-нравственных ценностях необходимо уже с младшего школьного возраста, так как именно в этот период времени закладываются основы личности и характера учащихся. Духовно-нравственные ценности – это единство моральных знаний, принципов и нравственных чувств, постоянное осознание и осмысление личностью своего нравственного положения в обществе. При формирование представлений о нравственных ценностях у младших школьников необходимо учитывать возрастные и психологические особенности этого возраста: склонность к игре, невозможность долго заниматься монотонной деятельностью, недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Существует механизм формирования духовно- нравственных ценностей, который включает в себя: знания, мотивы, чувства, навыки, поведение. Каждый компонент этого механизма важен и не может быть заменен. Для эффективного формирования представлений о духовно- нравственных ценностях у младших школьников необходимо соблюдать педагогические условия. На самом первом этапе – сформулировать цель и задачи, и лишь четко определив, какого результата нужно достичь, выстраивать работу. Выявить уровень представлений о духовно- нравственных ценностях у младших школьников. Создать атмосферу доброжелательности, уважения и доверия во взаимоотношениях педагога и учащихся. Важным педагогическим условием являются средства духовно- нравственного воспитания. Список использованной литературы: 1. Козлов Э.П., Михайлов Д.Ю., Куликова М.И. Азбука нравственности. 2 кл.: кн. для чтения : учеб. пособие по курсу основ морали «Азбука нравственности». М. : Новый учебник, 2007. 2. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: монограф. Коломна : МГОСГИ, 2011. 3. Сычева Т.Ю. Нравственные ценности младших школьников: монограф. Барнаул : БГПУ, 2005. 4. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учебно-метод. пособие. Беларусь : Гродно, 2001. 5. Шохина Т.Е. Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Казань : Молодой ученый, 2016. No23. С. 540–544. Электронные образовательные ресурсы: 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. http://zakonbozhiy.ru 3. http://azbyka.ru/tserkov/ 4. https://welcome.mosreg.ru/places/luhovickij-istoriko-kraevedceskij-muzej 5. http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/531-stikhi-pro-gorod-lukhovitsy.html 6. http://encyclopaedia.bid 7. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-kruzhok-zhivoe-slovo-klass-poyasnitelnaya-zapiska-657730.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий