Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
Организация воспитательного процесса
фотоальбом
вторник, 3 апреля 2018 г.
Проект "Каждой маленькой пичужке мы подарим по кормушке"
Проектная деятельность учащихся 2 класса в процессе изучения темы: «Каждой маленькой пичужке мы подарим по кормушке».
Руководитель проекта:
Павловская Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
Содержание
1. Автор проекта.
2 Предмет, класс.
3. Участники проекта.
4. Краткая аннотация проекта.
5. Постановка проблемы.
6. Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Тип проекта.
9. Вид проекта.
10. Классификация проекта по продолжительности.
11. Возрастные особенности детей.
12. Этапы проведения проекта.
13. Ожидаемые результаты.
14. Анализ результатов.
15. Дальнейшее развитие проекта.
1. Автор проекта
Павловская Светлана Сергеевна, учитель начальных классов.
Проектная деятельность учащихся 2 класса в процессе изучения темы: «Каждой маленькой пичужке мы подарим по кормушке».
2. Предмет, класс
Окружающий мир, 2 класс
3. Участники проекта:
• учитель
• дети второклассники
• родители и другие члены семьи.
4. Краткая аннотация проекта
Проект направлен на изучение птиц, встречающихся в Московской области, в городе Луховицы в осенне-зимний период. Он позволил познакомить детей с зимующими птицами, правилами изготовления кормушек и подбору корма, изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях, любовь к окружающей природе; расширять кругозор детей.
5. Постановка проблемы.
Дети от природы наделены яркими способностями. К сожалению, мы не всегда уделяем внимание развитию творческих способностей у наших детей. В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий. Я рассказала детям об объявленном конкурсе «Каждой маленькой пичужке мы подарим по кормушке». Вместе с детьми обсуждали – чем вызван отлет птиц, почему улетают, ведь перелёт труден и опасен. Как живется птицам, зимующим в России? Где зимуют, чем питаются? А в этом году зима снежная и морозная, корм найти труднее, значит, птицы недоедают и мерзнут. Можем ли мы помочь зимующим птицам? Попыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке. Для кого они предназначены и какими должны быть? Предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети проявили интерес к процессу постройки кормушки и к самому конкурсу. Рассказали, что попросят помощи у старших, чтобы построить кормушку.
6. Цель проекта:
Выяснить, почему гибнут зимой птицы и как им помочь?
7. Задачи проекта:
-овладение первичными навыками исследовательской деятельности;
-развитие творческих способностей, воображения;
-развитие коммуникативных навыков;
- овладение умением изготовления кормушек для птиц;
- овладение умением наблюдения за зимующими птицами и терпению;
- овладение умением развитием речи.
-
8. Тип проекта.
Информационный.
9. Вид проекта.
Групповой.
10. Классификация проекта по продолжительности.
Краткосрочный проект. Продолжительность: 6 уроков. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах.
11. Возрастные особенности детей.
Дети второго класса нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы. Младшие подростки часто не в состоянии реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное. Кроме того, многие медленно читают, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком.
12. Этапы проведения проекта
Этапы проекта Описание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1-й,
поиск или формулирование проблемы, которую необхо¬димо решить Формирование проблемы, целей и задач проекта.
Вопросы помогающие сформулировать проблему:
Кто такие зимующие птицы?
Как помочь зимующим птицам?
Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время?
Беседа: «Мы хотим, чтоб птицы пели!»
Таким образом, целью проекта стало выяснить: Почему зимой птицы мерзнут и гибнут? Как им помочь?
Формы работы учителя: подготовка теста, анкет; помощь в подведении итога.
Итог: Формирование проблемы, целей и задач проекта.
Обсуждение проблемы, целей и задач.
По дороге в школу ребята стали замечать мертвых птиц на обочине. Причин может быть две: нехватка корма и погодные условия. Нужно создать места, куда могли бы прилетать птицы и кормиться. На классном часе прошло обсуждение проблемы.
Формы работы учащихся: обсуждение, определение названия проекта, деление на группы.
Этап 2-й, организация творческих групп для работы над проек¬том Сформировать творческие группы. Выработать план работы по достижению цели; найти эффективные пути и средства достижения цели; Определение формы и сроков представления результатов.
Каждая группа получила темы самостоятельных заданий.
Формы работы учителя: консультирование учащихся, помощь в подборе возможных источников информации по теме исследований.
Информационный час: «Птицы в глаза людям смотрят…»
Справка.
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), сделать выводы о значимости проекта.
• Первая группа решила узнать все о кормушках:
-зачем нужны кормушки
-технология изготовления кормушки
• Вторая группа решила проводить наблюдения за птицами:
- составить календарь наблюдений
- зимующие птицы нашего города.
- интересные наблюдения из жизни птиц
- каких мы любим птиц?
- о пользе птиц
• Третья группа взялась ответить на вопросы:
-Когда кормить птиц?
-Чем нельзя их кормить?
-Чем кормить птиц?
Этап 3-й, планирование работы над проектом
Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп. Распределение обязанностей. Определение основных источников и способов поиска материала.
Учебные вопросы
Как изменяется поведение птиц в осенне-зимний период?
Какова роль зимующих птиц в природе и жизни человека?
Какие виды птиц зимуют в Московской области?
Как можно помочь зимующим птицам?
Как можно сохранить численность зимующих птиц?
Игра «Найдите и покормите зимующих птиц»
Формы работы учащихся: обсуждение плана работы, выбор формы представления результатов по группам, осуществление деятельности по планируемому плану и достижение поставленной цели.
Этап 4-й, поиск и сбор информации На этом этапе организует¬ся деятельность учащихся в соответствии с пла¬ном.
Экскурсия в парк.
Узнавание зимующих птиц нашей местности.
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
1 группа.
Обсуждение материала для изготовления кормушек.
Поиск ответа на вопрос: Зачем нужны кормушки?
Рисунки птицы на кормушке.
Изучение разных видов кормушек.
Эксперимент: какая кормушка лучше и надежнее?
Сообщение: Технология изготовления кормушек
Изготовление кормушек.
2 группа.
Подготовка презентации «Птицы на кормушке».
Викторины о птицах.
Выпуск газеты. Выпуск листовок «Помогите птицам выжить зимой!»
Интервью у старшеклассников: что они могут рассказать о птицах нашего края, и какие советы могут даль при изготовлении кормушек.
3 группа
Сбор информации по вопросам о корме для птиц.
Какой корм больше нравится птицам.
Небольшие рассказы о птицах.
Посещение школьной и городской библиотек и изучение материала о зимующих птицах
Этап 5-й, анализ информации Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.
Анализ деятельности групп.
Контроль за выполнением заданий, сделанных дома: ученики приносят рисунки, тексты рассказов, стихов, учитель проверяет, корректирует.
Разгадывание кроссворда «Птицы» Совместное обсуждение полученных исходных материалов, разра¬ботка проекта.
Подготовка презентации.
Организация птичьей столовой в школьном саду.
Подкормка птиц, наблюдение и изучение за птицами.
Этап 6-й, оформление и представление проекта. Осуществление руководства при изготовлении презентации с учётом предложений и советов учеников по её оформлению.
Проведение викторины про птиц.
Закан¬чивается защита обсуждением и анализом результатов работы группы.
Представление результатов проекта.
Сообщения о птицах живущих в нашей местности.
Защита проекта:
Оформление отчета по выполнению проекта «Каждой маленькой пичужке, мы подарим по кормушке» в свободной форме с фотографиями и рисунками. Участники проекта представляют свои наблюдения, сопровождая выступления плакатами, сочинениями, фрагментами видеозаписи.
Этап 7-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Каждый ученик получает оценку за свою часть, а группа - за общий результат.
Обязательно надо быть доброжелательным, концентрировать внимание на положительных аспектах деятельности всех и каждого.
Фотовернисаж.
Учащиеся выявляют, какие из действий группы и ее участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоит активно использовать в будущей работе, какие усовершенствовать, а от каких отказаться.
Обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения.
13.Ожидаемые результаты:
-овладение первичными навыками исследовательской деятель¬ности;
-формированию умения работать в группе;
-развитие творческих способностей, воображения;
-развитие коммуникативных навыков;
-овладение первичными навыками исследовательской деятель¬ности;
- овладение умением изготовления кормушек для птиц;
- овладение умением наблюдения за зимующими птицами и терпению;
- овладение умением развитием речи.
14. Анализ результатов.
Освоение общеучебных и проектных умений и навыков
% учащихся, показавших отличные
и хорошие результаты
Постановка цели. 82%
Поиск, отбор и адекватное использование ин-
формации 72%
Творческий подход к работе 79%
Планирование достижения поставленной цели 54%
Личная заинтересованность в работе над
проектом 62%
Анализ процесса и результатов собственной
деятельности 10%
15. Дальнейшее развитие проекта
Наши кормушки готовы. Мы отправляемся и развешиваем «столовые» для птиц. Насыпаем корм. Приятного аппетита, пернатые!
На следующий день мы пошли проверить, довольны ли наши друзья подарком, а заодно и подсыпать корм. Кормушки пусты. Значит, птицы прилетали и угощались. Мы насыпали гостинцев и, довольные, пошли по домам. Как приятно сознавать, что можешь помочь нашим пернатым в трудные дни! Теперь мы каждый день наведываемся к новым друзьям.
Список литературы:
1. Букин А.П. /Я и мой город/. Раб. тетр. для 1-3 кл.: Эксперим. учеб. пособие.- М.: НПО /Школа/; Открытый мир, 1998.-96 с.: ил.- (Шаг за шагом: Естествознание).
2. Воронковская Л.А., Михеева А.А. /Книга для чтения. 2 класс/. Издательство: Ленинград, /Просвещение/, 1989.
3. Герасимов В.П. /Животный мир нашей Родины/. Издательство: Москва. 1985.
4. Дмитриева Н.Я., Казаков Н.А. /Окружающий мир. 2 класс/ ООО /Издательство /Учебная литература/,2008
5. Ильичев В.Д., Бутьев В.Т., Константинов В.М., /Птицы Москвы и Подмосковья/. Серия: Человек и окружающая среда. Издательство: М., Наука,1987.
6. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет?: /Учеб. по экологии для школьников мл. и сред. Возраста/, Издательство: СПб.: Союз, 1998.
7. Плешаков А.А. /Окружающий мир/. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Издательство: Просвещение. Серия: Школа России
8. Савенков А.И. /Как научить младшего школьника приобретать знания/. Издательство: Ярославль, 2002.
9. Семаго Л.Л.. /Птицы России/. Издательство: Москва / Советская Россия/, 1992.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий