Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
Организация воспитательного процесса
фотоальбом
вторник, 3 апреля 2018 г.
Чем проект отличается от исследования
С 1 сентября 2010 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который определяет основной результат образования как индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Проектно-исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Учебная проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Результатом ее является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Чем проект отличается от исследования?
Для того чтобы правильно организовать проектную и исследовательскую деятельность, педагогу прежде всего нужно понимать, чем они отличаются друг от друга.
Во-первых, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
По мнению А. И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Таким образом, исследование – бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование.
В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
А отсюда следует, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов работы, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
• Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.
• Подготовка и защита презентации.
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор метода (методики) проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-пятых, проект – это замысел, план, т.е. творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Методы исследования
Наблюдение
Опрос (беседа, интервью)
Анкетирование
Изучение литературы
Исследование документов
Теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений)
Эксперимент (специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности)
Главный смысл исследования в школе заключается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Исследовательская деятельность учит:
• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
• целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
• самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
• представлению результатов своей деятельности и хода работы;
• презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
• поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
• практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
• выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем.
Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:
• умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации дефицита информации или способов действий);
• умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
• умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
• умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду формирования обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
• развитие аналитико-синтетических действий;
• формирование алгоритма сравнительного анализа;
• умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
• возможность выделять общий способ действий;
• перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
• адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
• обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
• выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
А также
Уровни реализации «исследовательского обучения»
Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;
Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;
Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.
Ученики открывают личностные «Я–знания», оказываясь в проблемной ситуации. Перед учителем стоит сложная задача: научить младшего школьника задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность.
Затем создается ситуация развития гипотетического мышления. Гипотеза является способом умственного поиска, системой суждений и умозаключений.
Перед учителем стоит задача подбора таких заданий, которые уже имеют неоднозначное решение, нужны «ловушки», требующие дополнительной информации.
Задание «Продолжи рассказ».
«В четвертом классе просто «эпидемия» — все играют в космических пришельцев…»
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам, и др.
Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».
Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку». Это задание требует иного подхода. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Развитие умения выдвигать гипотезы
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем:
Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь? и др.
Гипотезы, предположения, а также провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?
Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
может быть,
предположим,
допустим,
возможно,
что, если...
Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.
Событие: звонят колокола;трава во дворе пожелтела;
пожарный вертолет весь день кружит над лесом;
полицейский автомобиль одиноко стоит у дороги;
медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
друзья поссорились.
Задание «Почему это происходит?»
Птицы низко летают над землей.
На столе лежит открытая книга.
На улице начал таять снег.
Троллейбус сигналит под окном.
Мама сердится.
Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения.
Задание станет интереснее, если попытаться придумать еще два-три фантастических и неправдоподобных объяснения.
Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов;
слоны стали меньше кошек;
люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас, и др.
Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Развитие умения задавать вопросы
Задание «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона (грифона, химеру и пр.)?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называют электричками?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь нашей страны называют Красной?
Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
В заключении хочется сказать, что такая исследовательская работа содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи.
Исследовательская компетентность младших школьников направлена на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Did you hear there is a 12 word sentence you can say to your man... that will trigger deep feelings of love and impulsive appeal for you deep within his heart?
ОтветитьУдалитьBecause hidden in these 12 words is a "secret signal" that fuels a man's instinct to love, cherish and look after you with all his heart...
12 Words Who Fuel A Man's Love Response
This instinct is so built-in to a man's mind that it will drive him to work harder than ever before to build your relationship stronger.
In fact, triggering this dominant instinct is so mandatory to achieving the best ever relationship with your man that as soon as you send your man one of these "Secret Signals"...
...You will immediately find him expose his mind and soul for you in a way he's never expressed before and he will distinguish you as the only woman in the galaxy who has ever truly interested him.