Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"

Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
17 сентября

Организация воспитательного процесса

фотоальбом

суббота, 13 сентября 2014 г.

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

2 класс, УМК «Школа России»
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие про­граммы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.
Учебники:  Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник.2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2012

Количество часов:
Всего __68_  в неделю ____2_____
Плановых контрольных работ _4______


урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохождения темы
Раздел «Где мы живём?» (4 ч)


1
Родная страна..

Регулятивные УУД:
Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.
Личностные УУД:
Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.
1.09

2
Город и село
 Проект «Родной город (село)»

4.09

3
Природа и рукотворный мир.
8.09

4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»
11.09

Раздел «Природа» (20 ч)



5
Неживая и живая природа
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты.
Коммуникативные УУД:
учитывать различные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
15.09

6
Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека

18.09

7
Что такое погода
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;
-будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
22.09

8
В гости к осени (экскурсия)
25.09

9
В гости к осени (урок)
29.09

10
Звёздное небо
2.10

11
Заглянем в кладовые Земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами.

6.10

12
Про воздух 
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Личностные УУД:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы
9.10

13
Про  воду
13.10

14
Какие бывают растения
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.
Личностные УУД:
устанавливать по схеме различия м/у группами растений;
-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
-определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
16.10

15
Какие бывают животные
20.10

16
Невидимые нити. Итоговая контрольная работа
23.10

17
Дикорастущие и культурные растения
27.10

18
Дикие и домашние животные
30.10

2 четверть


19
Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями

10.11

20
Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка.

13.11

21
Про кошек и собак
17.11

22
Красная книга
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Личностные УУД:
выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;
-предлагать и обсуждать меры по их охране;
-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

20.11

23
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
24.11

24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
27.11

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)


25
Что такое экономика
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.
Познавательные УУД:
обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
контролировать действия партнёра.
Личностные УУД:
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся
1.12

26
Из чего что сделано
4.12

27
Как построить дом
8.12

28
Какой бывает транспорт
11.12

29
Культура и образование
15.12

30
Все профессии важны. Проект «Профессии»
18.12

31
В гости к зиме (экскурсия)
22.12

32
Итоговая контрольная работа: «Жизнь города и села»
25.12

33
В гости к зиме (урок)
29.12

34
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
30.12

 3 четверть                          Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)


35
Строение тела человека
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра
Личностные УУД:
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
12.01

36
Если хочешь быть здоров
15.01

37
Берегись автомобиля!
19.01

38
Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге.

22.01

39
Домашние опасности
26.01

40
Пожар
29.01

41
На воде и в лесу
2.02

42
Опасные незнакомцы
5.02

43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
9.02

Раздел «Общение» ( 7 ч)


44
Наша дружная семья
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра
Личностные УУД
-обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;
- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.
12.02

45
Проект «Родословная»
16.02

46
В школе
19.02

47
Правила вежливости
23.02

48
Ты и твои друзья
26.02

49
Мы – зрители и пассажиры
2.03

50
Итоговая контрольная работа по разделу «Общение»
5.03

Раздел «Путешествия» (18 ч)


51
Посмотри вокруг
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.
Познавательные УУД:
обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
контролировать действия партнёра.
Личностные УУД
-выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
12.03

52
Ориентирование на местности

16.03

53
Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу.
19.03

4 четверть

54
Формы земной поверхности
30.03

55
Водные богатства
2.04

56
В гости к весне (экскурсия)
6.04

57
В гости к весне
9.04

58
Россия на карте
13.04

59
Проект «Города России»
16.04

60
Путешествие по Москве
20.04

61
Московский Кремль
23.04

62
Город на Неве
27.04

63
Путешествие по планете
30.04

64
Путешествие по материкам
7.05

65
Итоговая контрольная работа: «Путешествия»
14.05

66
Впереди лето
18.05

67
Страны мира. Проект «Страны мира»
21.05

68
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
25.05







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» (Плешаков А.А.),2011, утверждённой Министерством образования РФ, на основе требований Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования,2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Количество часов:
Всего __68_  в неделю ____2_____
Плановых контрольных работ _4______

Содержание программы

Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.
Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чув­ства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формиро­вание ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире;
5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций;
10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;
3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)   использование знаково-символических средств представления ин­формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)  активное использование речевых средств и средств информацион­ных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуника­тивных и познавательных задач;
8)  использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям;
10)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)  определение обшей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социаль­ных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учеб­ного предмета «Окружающий мир»;
13)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14)  умение работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответ­ствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».



Пред­метные результаты:

1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её совре­менной жизни;
3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ эколо­гической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в при­родной и социальной среде;
4)  освоение доступных способов изучения природы и общества (на­блюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5)  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

          В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.



Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
          распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей мест­ности;
          правилам поведения в природе;
          называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
          называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
« распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; осо­бенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на ули­це, в быту, на воде, при контактах с людьми;
          называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
          называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
          различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в при­роде;
          различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
          выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
          использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса


Рабочая программа ориентирована  на использование учебного комплекта
 Для  учащихся:
Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник.2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2012
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.

Для учителя 
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие про­граммы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс



Комментариев нет:

Отправить комментарий