ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного
предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего
образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по
изобразительному искусству и на основе авторской программы
«Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4
класс/под ред Б.М.Неменского. М.: «Просвещение», 2011 г . К учебнику Коротеева
Е.И. Искусство и ты. Учебник. 2 класс.. Учебник/Под редакцией Б.Неменского М.:
«Просвещение», 2012г
Цель учебного
предмета «Изобразительное искусство» —
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности
как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны
быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного
искусства:
-
формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве;
-
формирование художественно-творческой активности школьника;
-
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний, умений и навыков.
Содержание курса
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники -8ч.
Три
основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять
красок — все богатство цвета и тона.
Пастель
и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные
возможности аппликации.
Выразительные
возможности графических материалов.
Выразительность
материалов для работы в объеме.
Выразительные
возможности бумаги.
Реальность и фантазия -7ч.
Изображение
и реальность.
Изображение
и фантазия.
Украшение
и реальность.
Украшение
и фантазия.
Постройка
и реальность.
Постройка
и фантазия.
О чём говорит искусство -9ч.
Выражение
характера изображаемых животных.
Выражение
характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение
характера человека в изображении: женский образ.
Образ
человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение
природы в различных состояниях.
Выражение
характера человека через украшение.
Выражение
намерений через украшение.
Как говорит искусство -9ч.
Цвет
как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет
как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия
как средство выражения: ритм линий.
Линия
как средство выражения: характер линий.
Ритм
пятен как средство выражения.
Пропорции
выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции — средства выразительности
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения курса
«Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные
результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§
чувство гордости за
культуру и искусство Родины, своего народа;
§
уважительное
отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§
понимание особой
роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека;
§
сформированность
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и
фантазии;
§
сформированность эстетических
потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§
овладение навыками
коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
§
умение сотрудничать
с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с
общим замыслом;
§
умение обсуждать и
анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты характеризуют
уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
·
овладение умением
творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
·
овладение умением
вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
·
использование
средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач
в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и
т.д.;
·
умение планировать и
грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
·
умение рационально
строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место
занятий;
·
осознанное
стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные
результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
·
знание видов
художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды
искусства);
·
знание основных
видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
·
понимание образной
природы искусства;
·
эстетическая оценка
явлений природы, событий окружающего мира;
·
применение
художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих
работ;
·
способность
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
·
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
·
усвоение
названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
·
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
·
способность
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные
материалы и художественные техники;
·
способность
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
·
умение компоновать
на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
·
освоение умений
применять в художественно—творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
·
овладение навыками
моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
·
умение
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
·
умение рассуждать о
многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в
самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
·
изображение в
творческих работах особенностей
художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
·
умение узнавать и
называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по
урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
·
способность
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
·
умение объяснять значение памятников и архитектурной
среды древнего зодчества для современного общества;
·
выражение в
изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим
ансамблям древнерусских городов;
·
умение приводить
примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной
жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Основные
требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся к концу 2 класса
Обучающиеся должны
знать/понимать:
• три сферы художественной
деятельности и их единство;
• роль изображения, украшения,
построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
• роль фантазии в искусстве,
связь фантазии и реальности;
• многообразие природных форм,
их рациональность и красота;
• основные и составные цвета;
• цель использования
художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
• имена художников и их
произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного
искусства.
Обучающиеся должны:
• уметь делать осмысленный
выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что
изображается;
• иметь навыки работы кистью,
навыки смешивания красок;
• иметь навыки работать
гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также
навыки работы мелками, графическими материалами;
•
иметь навыки построения композиции на всем листе;
• уметь работать с мягкими
материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
• учиться навыкам изображения
линий разного эмоционального содержания;
• развивать навыки
использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
• совершенствовать умения
свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
• свободно заполнять лист
цветовым пятном;
• уметь смешивать цвет, получать желаемые
оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от
поставленной творческой задачи;
• уметь сочетать объемы для
создания выразительности образа;
• уметь эмоционально строить
композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
•
творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли,
подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Методическое
обеспечение.
1.Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. /
под ред Б.М. Неменского. Учебник. 2 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
2.Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного
искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
Календарно-тематическое планирование по изобразительному
искусству.
2 класс, УМК «Школа России»
Программа «Изобразительное искусство» : Б.М.
Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4
класс/под ред Б.М.Неменского. М.: «Просвещение», 2011 г .
Учебник Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник. 2
класс.. Учебник/Под редакцией Б.Неменского М.: «Просвещение», 2012г
Количество часов:
Всего __34_ в неделю ____1_____
№
урока
|
Наименование разделов и тем
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
Плановые сроки прохождения темы
|
Фактические сроки прохождения темы
|
Чем и как работают художники?
(8ч.)
|
|
|
||
|
Гуашь. «Цветочная поляна».
|
Познавательные УУД:
-
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть
умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
-
владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя
Регулятивные УУД:
- уметь
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
-
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
-
уметь организовать место занятий.
Личностные УУД:
-
понимать роли культуры и искусства в
жизни человека;
-
уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
-
иметь эстетическую потребность в общении с
природой, в творческом
отношении к окружающему миру, в
самостоятельной практической творческой деятельности;
-
уметь обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
|
|
|
|
Добавление белой и чёрной
краски. «Природная стихия».
|
|
|
|
|
Работа восковыми мелками и
акварелью. «Букет осени».
|
|
|
|
|
Акварель. Осень.
|
|
|
|
|
Работа восковыми мелками и
акварелью. «Золотая рыбка».
|
|
|
|
|
Декоративное рисование.
Рябина.
|
|
|
|
|
Графические материалы. Волшебный цветок
|
|
|
|
|
Пластилин. Древний мир.
|
|
|
|
Мы изображаем, украшаем,
строим. (8 ч.)
|
|
|
||
|
Изображение и реальность.
Птицы родного края
|
Познавательные УУД:
- овладеть
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать
Коммуникативные УУД:
-использовать
средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
- владеть
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной
задачей,
- находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь
рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Личностные УУД:
- уважительно
относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимать роли культуры и искусства в
жизни человека;
-
уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
-
иметь эстетическую потребность в общении с
природой, в творческом
отношении к окружающему миру, в
самостоятельной практической творческой деятельности
|
|
|
|
Изображение и фантазия.
Сказочная птица (карандаш)
|
|
|
|
|
Изображение и фантазия.
Сказочная птица (краски)
|
|
|
|
|
Украшение и реальность.
Паутинка
|
|
|
|
|
Украшение и фантазия. Кружева.
|
|
|
|
|
Постройка и реальность. Мой
дом.
|
|
|
|
|
Постройка и фантазия.
Городок-коробок.(набросок)
|
|
|
|
|
Постройка и фантазия.
Городок-коробок. (краски)
|
|
|
|
О чем говорит искусство? (9ч.)
|
|
|
||
|
Выражение отношения к
окружающему миру через изображение природы. Море.
|
Познавательные УУД:
- овладеть
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и
умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог,
распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
- использовать
средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
- владеть
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь
рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
Личностные УУД:
- уметь
сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
|
|
|
|
Выражение отношения к
окружающему миру через изображение животных.
|
|
|
|
|
Образ человека и его характер.
Женский образ. (в карандаше)
|
|
|
|
|
Образ человека и его характер
(в цвете)
|
|
|
|
|
Образ человека и его характер.
(в объеме, мужской образ)
|
|
|
|
|
Выражение характера человека
через украшение
|
|
|
|
|
Рисование корабля с парусом
|
|
|
|
|
Декор паруса
|
|
|
|
|
Космическое путешествие
|
|
|
|
Как говорит искусство? (9 ч)
|
|
|
||
|
Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета
|
Познавательные УУД:
- овладеть
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться
к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть
умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- использовать
средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.
Регулятивные УУД:
- уметь
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
-
уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
-
уметь организовать место занятий.
Личностные УУД:
- уметь
сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
|
|
|
|
Чудо-коврик
|
|
|
|
|
Автопортрет
|
|
|
|
|
Пятно как средство выражения
|
|
|
|
|
Силуэт
|
|
|
|
|
Линия как средство выражения.
Мыльные пузыри.
|
|
|
|
|
Цвет, ритм, композиция. Весна.
|
|
|
|
|
Весна, шум птиц.
|
|
|
|
|
Урок- путешествие с Бабой
–Ягой.
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий