Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"

Турбаза Росинка. Игра "Робинзонада"
17 сентября

Организация воспитательного процесса

фотоальбом

четверг, 5 ноября 2015 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» 3 класс



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на  основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа составлена  в  соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам»  
                   
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие  мышления  в  процессе  формирования  основных  приемов  мыслительной  деятельности:  анализа,  синтеза,  сравнения,  обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие  языковой  культуры  и  формирование  речевых  умений:  четко  и  ясно  излагать  свои  мысли,  давать  определения  понятиям,  строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким  образом,  принципиальной  задачей  предлагаемого  курса  является  именно  развитие  познавательных  способностей  и
общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Обоснование актуальности, педагогической целесообразности использования авторской программы.
            Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.



Общая характеристика курса.

В  основе  построения  курса  лежит  принцип  разнообразия  творческо-поисковых  задач.  При  этом  основными  выступают  два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности  задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие  умение  ориентироваться  в  пространстве  листа.  Развитие  фонематического  слуха.  Развитие  восприятия  времени,  речи,  формы, цвета,  движения.  Формирование  навыков  правильного  и  точного  восприятия  предметов  и  явлений.  Тренировочные  упражнения  и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие  внимания.  Диагностика  произвольного  внимания.  Тренировочные  упражнения  на  развитие  способности  переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существе нное, умение  сравнивать  предметы,  выделять  черты  сходства  и  различия,  выявлять  закономерности.  Формирование  основных  мыслительных операций:  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации,  обобщения,  умения  выделять  главное  и  существенное  на  основе  развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация  словаря  учащихся.  Развитие  умения  составлять  загадки,  небольшие  рассказы-  описания,  сочинять  сказки.  Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи. Развитие  мышления  в  ходе  усвоения  таких  приёмов  мыслительной  деятельности,  как  умение  анализировать,  сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.




Содержание занятий

1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
Выполнение  упражнений  для  улучшения  мозговой  деятельности  является  важной  частью  занятия  по  данной программе.  Исследования ученых  убедительно  доказывают,  что  под  влиянием  физических  упражнений  улучшаются  показатели  различных  психических процессов,  лежащих  в  основе  творческой  деятельности:  увеличивается   объем  памяти,  повышается  устойчивость  внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. Разминка (3-5 минут).
Основной  задачей  данного  этапа  является  создание  у  ребят  определенного  положительного  эмоционального  фона,  без которого  эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы,  включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать  интерес  у  детей,  и  рассчитаны  на  сообразительность,  быстроту  реакции,  окрашены  немалой  долей  юмора.  Но  они  же  и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов,  лежащих в основе познавательных способностей,  -  памяти, внимания, воображения  (10-15 минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся  соответствующую  дидактическую  нагрузку,  углублять  знания  ребят,  разнообразить  методы  и  приемы  познавательной  деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания  подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. Весёлая переменка (5 минут).
Динамическая  пауза,  проводимая  на  данных  занятиях,  будет  не  только  развивать  двигательную  сферу  ребенка,  но  и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Также  во  втором  классе  вводится  большое  количество  разнообразных  занимательных  заданий  и  упражнений,  в  процессе  выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд  интеллектуальных  качеств,  таких  как:  словесно-логическое  мышление,  внимание,  память,  воображение,  наблюдательность,  речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
6. Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет  уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно  улучшить его.  Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут).
В  целях  развития  логического  мышления  учащимся  предлагаются  задачи,  при  решении  которых  им  необходимо  самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.  Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой посту пок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.
-  Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  составлять  математические  рассказы  и  задачи  на  основе  простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
-  делить  слова  на  слоги,  находить  однокоренные  слова,  решать  задачи,  раскодировать  слова;  отгадывать  и  составлять  ребусы,  по
значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов

Требования к уровню подготовки обучающихся.

·      В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
·      Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
·      В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
·      В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.


Перечень учебно-методического обеспечения.
  1. Холодова О.А. Программа «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». - Издательство: РОСТ книга, 2010.
  2. О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 3 класс. Программа курса «РПС». 3 –е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 276 с.
  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради: В 2- х частях. – М.:, РОСТ, 2011 .
  5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  6. Использование интерактивной доски и интерактивного оборудования.
  7. Использование цифровых образовательных ресурсов




Календарно-тематическое  планирование  клуба «Я - исследователь»
3 класс. 68 часов

урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохождения темы

  1.  
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Личностные УУД:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия
Познавательные УУД:
-оперировать  понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.
-овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность.
Коммуникативные УУД:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации




  1.  
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.



  1.  
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.



  1.  
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.



  1.  
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



  1.  
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Тренировка внимания.



  1.  
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.



  1.  
Тренировка зрительной памяти.
 Развитие мышления.



  1.  
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



  1.  
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания
Развитие мышления.



  1.  
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.



Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.



  1.  
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия
-оперировать  понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.
Познавательные УУД:
-овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению



  1.  
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



  1.  
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.



  1.  
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Тренировка внимания. Развитие мышления.



  1.  
Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.



  1.  
Тренировка зрительной памяти.
 Развитие мышления.



  1.  
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



  1.  
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант



  1.  
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления.



  1.  
Тренировка внимания. Развитие мышления.



  1.  
Тренировка  слуховой памяти.
Развитие мышления.



  1.  
Тренировка зрительной памяти.
 Развитие мышления.



  1.  
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.



  1.  
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



  1.  
Логически-поисковые задания
Личностные УУД:
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия

Познавательные УУД:
-включаться в  процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
-проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты,
-высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. 
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



  1.  
Анаграмма



Совершенствование мыслительных операций Игра «Звёздный час»



  1.  
Мозговая гимнастика.




  1.  
Работа со спичками.



  1.  
«Закодированное слово».



  1.  
Ира «Найди фигуру».



  1.  
«Весёлые вопросы».



  1.  
Вопросы – загадки



  1.  
Что? Где? КОГДА?



  1.  
Нестандартные задачи



  1.  
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.



  1.  
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей



  1.  
Развитие умения решать нестандартные задачи



  1.  
  Умение   анализировать,  сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.



  1.  
Развитие  умения  составлять  загадки,  небольшие  рассказы-  описания,  сочинять  сказки



  1.  
Тренировочные  упражнения  на  развитие  способности  переключать и
распределять внимание



  1.  
Тренировочные  упражнения  на  развитие  увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.



  1.  
Тренировочные упражнения
по развитию точности и быстроты запоминания



  1.  
Развитие  пространственных представлений
Личностные УУД:
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные УУД:
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия
Познавательные УУД:
-включаться в  процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
-проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты,
-высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. 
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



  1.  
Составление   математических  рассказов



  1.  
Магические  квадраты



  1.  
Совершенствование мыслительных операций



  1.  
Совершенствование мыслительных операций
Игра «Лабиринт»



  1.  
Поиск закономерностей



  1.  
Это интересно



  1.  
Логически –поисковые задания



  1.  
Логические задачи на развитие способности рассуждать



  1.  
Совершенствование воображения



  1.  
Ребусы



  1.  
Развитие пространственного воображения



  1.  
Выявление уровня развития познавательных процессов



  1.  
Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов)
Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года.



Комментариев нет:

Отправить комментарий