Пояснительная записка
Интегрированный курс по
изобразительному искусству и технологии является программой
творческо-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень
освоения знаний и практических навыков.
Данная программа внеурочной
деятельности в 3 классах составлена на основе авторской программы
«Рисуем-Мастерим» Т.Н. Просняковой, которая представляет собой интегрированный
курс изобразительного искусства и технологии и рассчитана на 34 часа в год.
Программа разработана в
соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В.
Занкова, нацеленной на оптимальное общее развитие каждого ребёнка, и в
соответствии с ФГОС НОО.
Интегрированный курс «Радуга цвета» проводится по 1 часу в
неделю. Общий объём составляет 34 ч.
Цель программы –
приобщение через изобразительную и творческую деятельность младших школьников к
искусству, развитие нравственной ориентации, эстетической отзывчивости,
формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное
самоопределение.
Задачи:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через творческую деятельность учащихся;
- Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры различных материалов, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
- Освоение практических умений и навыков мастерства (рисунка, живописи, композиции, оригами, лепка, аппликация).
Обоснование актуальности, педагогической целесообразности использования
авторской программы.
Особенность данной
программы в том, что она объединяет два содержательных направления образования
младших школьников: изобразительное искусство и технологию. Значимость
изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие
эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в
искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, предмет ИЗО позволяет
учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать
использовать различные средства создания художественных образов, законы
композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо названного, этот предмет
способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы,
универсальных учебных умений.
Программа способствует:
·
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и
характера;
·
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни - формированию понятия о роли и
месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
·
освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
·
обучению практическим навыкам художественно - творческой
деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных
художественных средств;
·
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
·
знакомству с историей пластилина, бисероплетения,
бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
·
проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на
выставки).
Общая характеристика курса.
Программой предусмотрено,
чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, на
приобщение детей к активной познавательной и творческой работе, на творческую
самореализацию личности ребёнка. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве усвоения знаний, законов и правил творческой
деятельности у младших школьников.
В структуру программы
входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе
выделена образовательная часть: первоначальные сведения о
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве; воспитывающая часть:
понимание значения живописи, рисунка, композиции, эстетическая оценка, бережное
отношение к произведениям искусства; практическая работа на занятиях, которая
способствует развитию у детей творческих способностей: наблюдения, рисунок с
натуры, по представлению, по памяти и т.д.
Форма занятий:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- коллективные формы обучения с целью развития коммуникативных учебных действий (оформление классного уголка, стенгазет к --- праздникам, декораций к спектаклям ит.д.)
- беседы;
- практические занятия;
- создание проектов;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- экскурсии.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения курса
Универсальными учебными действиями являются:
- умение организовать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными учебными действиями являются:
- активное сотрудничество с учителем и ребятами, умение точно
выражать свои мысли;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия, правильный выбор
средств, составление алгоритма действий и их реализация для достижения
поставленной цели.
Метопредметными результатами являются:
- Смыслообразование, моделирование, самостоятельное создание
способов решения проблем творческого характера;
- нравственно-этическое оценивание, поиск информации, анализ,
синтез;
- взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения
взаимопомощи, дружбы и толетарности.
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки
и отдыха в процессе выполнения заданий.
Предметными
результатами являются:
- оценка и
самооценка результата творческой деятельности;
-оказание
посильной помощи и моральной поддержки сверстникам;
- коррекция
действий по результату достижения цели.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Радуга цвета»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция положительного отношения к художественному
творчеству; широкая мотивационная основа
к творческой деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания и
реализации творческого замысла;
ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой
деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев
успешной творческой деятельности.
Обучающейся получит возможность для формирования :
- мотивации к самовыражению и самореализации; устойчивого познавательного интереса к новым
способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ не успешности
художественно – творческой деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем
на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры
действия;
- планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя; понимать , что разные способы и приемы
приводят к различным результатам;
- различать задачу урока, направленную на процесс отработки
навыка либо на конкретный результат;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в художественно- творческую
и познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной и
творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к
координации;
- формулировать собственные мнения и позицию; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать речь для регуляции своего действия; владеть монологической и диалогической формой
речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования у людей разных точек
зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится :
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных и
художественно- творческих задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (составлять целое из частей);
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку );
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
художественно-творческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
- использовать навыки художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в
быту.
В процессе изучения курса учащимся будут освоены виды
деятельности:
- освоение основ изобразительной и художественно-конструкторской
деятельности;
- изображение с натуры, по памяти и воображению;
- выбор и применение выразительных средств для реализации
замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном
конструировании;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск информации,
создание образа объекта, определение особенностей конструкции и технологии
изготовления, выбор материалов и инструментов, реализация замысла, корректировка,
представление своей работы);
- использование в индивидуальной и коллективной деятельности
различных художественных и прикладных техник, а также их сочетания: аппликации,
коллажа. Бумажной пластики, плетения, мозаики, моделирования, конструирования и
рисования;
- участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений искусства и работ учащихся;
- проведение выставок и презентаций своих работ, посещение
музеев и экскурсий.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.
Программа по изобразительному
искусству и технологии «Рисуем – мастерим» Т.Н.Просняковой.
- Учебное пособие по внеурочной деятельности для 3 класса в 2 частях Авторы: Т.Н. Проснякова, Е.И. Ларичева, Е.С. Кубышева «РАДУЖНЫЙ МИР»
- «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 3 класса.
- Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
- Использование на занятиях интерактивной доски.
- Использование цифровых образовательных ресурсов.
№
темы
п/п
|
Название
темы/раздела
|
Характеристика
основных видов деятельности учащихся
|
Плановые сроки
прохождения темы
|
Фактические сроки
прохождения темы
|
|
3
класс (34 часа)
|
|
||||
(Графический
натюрморт. Моделирование из мятой бумаги. Работа с мокрой бумагой.
Изонить по акварели.)
|
|||||
1
|
Графический натюрморт. Рисуем овощи
|
Личностные УУД:
Формирование
социальной роли ученика,
формирование положительного
отношения к учению.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса
Коммуникативные УУД: Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси
симметрии
|
|
|
|
2
|
Моделирование из мокрой
бумаги и шнуров. Осенние листья
|
|
|
||
3
|
Выпуклые аппликации. Бумажная «лапша». «Березовая роща»
|
|
|
||
4
|
Декоративные листья.
Творческая работа-конкурс
|
|
|
||
5
|
Краски осени. Раздувание туши, аппликация из салфеток
|
|
|
||
6
|
Аппликация из ткани и ниток. Необычные растения
|
|
|
||
7
|
Фрукты. Натюрморт.
|
|
|
||
(Растительный и геометрический орнамент.
Рисование памятников архитектуры. Конструирование объемных геометрических
форм, моделирование из гофрированной бумаги.)
|
|||||
8
|
Изображения диких
животных. Конструирование по выкройкам
|
Познавательные УУД:
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса преобразовывать информацию из
одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради
алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания
Коммуникативные
УУД: понимать общую задачу и точно
выполнять свою часть работы. Личностные
УУД: Формирование положительного отношения
к
учению
Регулятивные УУД:
Учиться
работать по предложенному учителем плану
Личностные УУД:
Формирование социальной роли ученика. Формирование
положительного отношения
к учению
|
|
|
|
9
|
Лепка африканских животных. Роспись
|
|
|
||
10
|
Диковинные жуки. Аппликация из гофрокартона с дорисовкой
|
|
|
||
11
|
Симметрия. Кувшины и вазы.
|
|
|
||
12
|
Путешествие в Египет. ГМИИ им. А.С Пушкина, египетский зал.
Британский музей. Искусство Древнего Египта. Растительный орнамент
|
|
|
||
13
|
Барханы в пустыне. Контрастная растяжка цвета. Живописный
пейзаж
|
|
|
||
14
|
Древняя Греция. Экспонаты в музеях мира. Профессия: художник-
реставратор. Греческие вазы. Роспись. Орнамент. Фигуры в движении
|
|
|
||
15
|
Традиционная роспись на руках. Вырезание фигур ладоней и
украшение их росписью в индийском стиле
|
|
|
||
|
|
||||
16
|
Елочные игрушки из гофрированной бумаги с наполнением
|
|
|
||
(Живописный портрет в 3 краски.
Рисование зданий в перспективе)
|
|||||
17
|
Портрет Снежной королевы. Живописное изображение в три краски.
|
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: делать
выводы в результате совместной работы всего класса
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б)оформить свою мысль в устной форме
|
|
|
|
18
|
Замок Снежной королевы. Перспективные построения с двумя точками схода.
|
|
|
||
(Коллаж из разных материалов. Декоративная роспись по мотивам народных промыслов.
Аппликации с фольгой.)
|
|||||
19
|
Богатырские доспехи. Коллаж из разных материалов
|
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: делать
выводы в результате совместной работы всего класса
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б)оформить свою мысль в устной форме
Личностные УУД:
Формирование социальной роли ученика. Формирование
положительного отношения
к учению
|
|
|
|
20
|
Семейство матрешек. Виды матрешек в разных промыслах. Коллаж.
|
|
|
||
21
|
Городец. Народный промысел. Роспись досок и коробочек.
|
|
|
||
22
|
Дымковская игрушка. Особенности орнамента и росписи. Лепка
игрушки из пластилина.
Прием раскатывания и получения расписного пластилина.
|
|
|
||
23
|
Хохлома. «Золотая роспись». Основные приемы и элементы росписи. Рисунки на изделиях.
|
|
|
||
24
|
Чудо-птица. Творческая работа, в которой учащиеся
самостоятельно выбирают стиль росписи.
|
|
|
||
(Соединение живописного изображения и аппликации.
Работа пастелью. Линейная перспектива. Скульптурный портрет. Шитье сувениров.
Объемное и спиральное плетение.)
|
|||||
25
|
Пуантилизм. Раздельный мазок разного размера. Водоем с
птицами. Коллаж.
|
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных
в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие
задания
Коммуникативные УУД:
понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы. Личностные УУД: Формирование
положительного отношения
к учению
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану
Личностные УУД:
Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного
отношения
к учению
|
|
|
|
26
|
Весенние поля. Живописные изображения. Линейная перспектива.
|
|
|
||
27
|
Планета Земля
|
|
|
||
28
|
Плетение из газет. Коллажи с объемными деталями.
|
|
|
||
29
|
Спиральное плетение на круге из картона. Цветочные композиции.
|
|
|
||
30
|
Классический тюльпан оригами
|
|
|
||
31
|
«Тюльпановое королевство». Тюльпаны в живописи.
|
|
|
||
32
|
Моделирование
фигурок людей и животных из тюльпана-оригами
|
|
|
||
33
|
Свободное творчество
|
|
|
||
34
|
Подведение итогов за год. Выставка работ.
|
|
|
||
|
|
|
|
||
Комментариев нет:
Отправить комментарий