Пояснительная записка
Программа разработана на основе
авторской программы по технологии
(Лутцева Е.А.),2012, утверждённой Министерством образования РФ, на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования,2009, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования
Программа направлена на достижение
планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных
учебных действий.
Цели и задачи курса.
Цель
курса «Технология»- общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и
развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем
развитие мелкой моторики, под психическим - развитие
зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого
воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
В
связи с этим задачами курса являются:
•
развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и
репродуктивное воображение, творческое мышление;
•формировать
целостную картину мира материальной духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
•стимулировать и
развивать любознательность, интерес
к технике, миру
профессий, потребности познавать культурных традиции своего региона,
России и других государств;
•формировать
картину материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-
преобразующей деятельности человека.
•формировать
мотивацию успеха и достижений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Информационная мастерская (3
часов)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой
помощник. Проверим себя.
Мастерская скульптора (6 часа)
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки.
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Мастерская рукодельницы (8
часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц.
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины.
Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров-
конструкторов, строителей, декораторов (11 часов)
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка.
Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из
сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники.
Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить.
Художественные техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника (6 часов)
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка
из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
Результаты изучения курса
Усвоение
данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Создание
условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные
УУД
Уметь:
- формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные
УУД
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные
УУД
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
- Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь
представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
- о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь
частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
3.
Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с
помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе
Обучающиеся научатся:
·
анализировать задания, планировать трудовой
процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
·
осуществлять сотрудничество при выполнении
коллективной работы;
·
выполнять доступные действия по самообслуживанию
(декоративное оформление культурно-бытовой среды);
·
отбирать картон с учётом его свойств;
·
применять приёмы рациональной и безопасной
работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
·
экономно размечать материалы на просвет, по
линейке и по угольнику;
·
работать с простейшей технической документацией:
распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с
опорой на них;
·
отбирать и выполнять в зависимости от свойств
освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы)
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
·
изготавливать плоскостные изделия: определять
взаимное расположение деталей, виды их соединений;
·
решать простейшие задачи конструктивного
характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание,
придание новых свойств конструкции;
·
выполнять символические действия моделирования и
преобразования модели;
·
изготавливать несложные конструкции изделий по
рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
·
рассказывать об основных источниках информации;
·
рассказывать о правилах организации труда при
работе за компьютером;
·
называть основные функциональные устройства
компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
·
называть дополнительные компьютерные устройства
(принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера,
видеопроектор, звуковые колонки);
·
работать с текстом и изображением,
представленными в компьютере;
·
соблюдать санитарно-гигиенические правила при
работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·
ценить традиции трудовых династий (своего
региона, страны);
·
осуществлять проектную деятельность: собирать
информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
·
создавать образ конструкции с целью разрешения
определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
·
использовать приёмы с графическими объектами с
помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными
продуктами, записанными на электронных дисках.
Учебно-методический
комплект. Технология
Программы:
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 - М. : Просвещение, 2011
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.:«Просвещение» 2014
Учебно-методические
пособия для учителя:
·
Лутцева
Е.А., Зуева Т.П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3
класс. - М., Просвещение, 2014
·
Лутцева Е.А.
Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. М., Варсон
– 2014
Учебные
пособия для учащихся:
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2014.
Календарно-тематическое
планирование по технологии.
3 класс, УМК «Школа России»
Е.А.Лутцева.
Технология: 3 класс. Учебник. М: Просвещение, 2012.
Е.А.Лутцева.
Технология: 3 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2012.
Количество
часов:
Всего
__34_ в неделю ____1_____
№
урока
|
Наименование разделов и тем
|
Характеристика основных видов деятельности
учащихся
|
Плановые сроки прохождения темы
|
Фактические сроки прохождения темы
|
1
четверть – 9ч
|
||||
Информационная мастерская
(3ч),
из них пров. р. -1 ч
|
||||
1.
|
Изготовление изделия из природного
материала.
|
Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока;
следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать
средства для выполнения изделия под руководством учителя
Познавательные: выделять информацию из текстов заданную
в явной форме; приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом
конкретных условий.
Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать его
точку зрения; оценивать высказывания и действия
партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками.
|
|
|
2.
|
Знакомимся с компьютером.
|
|
|
|
3.
|
Компьютер – твой помощник. Проверим себя.
|
|
|
|
Мастерская скульптора (3 ч), пров.
р. -1 ч
|
||||
4.
|
Как работает скульптор.
Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов.
|
Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока;
следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из
предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи
учеников.
Познавательные: высказывать рассуждения; обосновывать и
доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций
учебника; выделять признаки изучаемых объектов
на основе сравнения; проводить аналогии между
изучаемым материалом и собственным опытом; осуществлять поиск информации в
соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы
информационной среды образовательного учреждения; высказывать суждения о
свойствах объектов, его строении.
Коммуникативные: формулировать высказывания, задавать вопросы
адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения.
|
|
|
5.
|
Статуэтки. Изготовление изделий в
технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку.
|
|
|
|
6.
|
Рельеф и его виды. Конструируем из фольги. Проверим себя.
|
|
|
|
Мастерская рукодельницы (10 ч), из
них пров. р. -1 ч, проектов – 2 ч
|
||||
7.
|
Вышивка и вышивание. Вышивка
«Болгарский крест» - вариант строчки косого стежка.
|
Регулятивные: принимают и сохраняют целевые
установки урока; следовать определенным правилам при выполнении
изделия; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный
способ выполнения изделия; выбирать средства для выполнения изделия под
руководством учителя; проводить рефлексию своих действий по выполнению
изделия при помощи учеников.
Познавательные: использовать знаки, символы, схемы для работы
с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или
дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или
самостоятельно; высказывать рассуждения; обосновывать и доказывать свой
выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника; проводить защиту проекта по заданному плану с
использованием материалов учебника.
Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать
его точку зрения; оценивать высказывания и действия
партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
строить монологические высказывания в соответствии с
реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные
средства общения, в том числе и средства ИКТ;
учиться договариваться, учитывая интересы партнера и
свои.
|
|
|
8.
|
Строчка петельного стежка.
|
|
|
|
9.
|
Изделие с разметкой деталей кроя
по лекалам и применением строчки петельного стежка.
|
|
|
|
2
четверть – 7 ч
|
|
|
||
10.
|
Пришивание пуговиц. Изготовление
изделия с использованием пуговиц с дырочками.
|
|
|
|
11.
|
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». Изготовление изделия сложной
конструкции с отделкой пуговицами.
|
|
|
|
12.
|
История швейной машины.
Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки
деталей.
|
|
|
|
13.
|
Секреты швейной машины.
Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки
деталей.
|
|
|
|
14.
|
Футляры. Изготовление футляра из
плотного материала
|
|
|
|
15.
|
Футляры.
Украшение аппликацией. Проверим себя.
|
|
|
|
16.
|
Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий с помощью линейки и циркуля.
|
|
|
|
3
четверть – 10ч
|
||||
Мастерская
инженеров-конструкторов, строителей, декораторов (13 ч),
из них пров. р. -1 ч, проектов – 1
ч
|
||||
17.
|
Строительство и украшение дома.
|
Регулятивные: принимают и сохраняют целевые
установки урока; дополнять слайдовый или текстовый план выполнения изделия,
предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под
руководством учителя или самостоятельно; следовать определенным правилам
при выполнении изделия; выбирать из предложенных вариантов
наиболее рациональный способ выполнения изделия; проводить рефлексию своих
действий по выполнению изделия при помощи учеников.
Познавательные: проводить сравнение и классификацию по
самостоятельно выбранным критериям; использовать знаки, символы, схемы для работы
с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или
дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или
самостоятельно; высказывать рассуждения; обосновывать и доказывать свой
выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника; проводить защиту проекта по заданному плану с
использованием материалов учебника.
Коммуникативные: слушать собеседника понимать
и/ или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера
сравнивать их со своими высказываниями и поступками.
|
|
|
18.
|
Объем и объемные формы. Развёртка.
|
|
|
|
19.
|
Подарочные упаковки.
|
|
|
|
20.
|
Декорирование (украшение) готовых
форм.
|
|
|
|
21.
|
Конструирование из сложных
развёрток.
|
|
|
|
22.
|
Изготовление транспортных средств
из картона и цветной бумаги по чертежам.
|
|
|
|
23.
|
Модели и конструкции.
|
|
|
|
24.
|
Виды и способы соединения деталей
конструкции.
|
|
|
|
25.
|
Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей техники
|
|
|
|
26.
|
Наша родная армия. Изготовление
поздравительной открытки по чертежам.
|
|
|
|
4
четверть – 8 ч
|
|
|
|
|
27.
|
Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление
изделий с использованием художественной техники «квиллинг»
|
|
|
|
28.
|
Изонить. Изготовление изделий в художественной
технике «изонить»
|
|
|
|
29.
|
Художественные техники из креповой
бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с
использованием креповой бумаги. Проверим себя.
|
|
|
|
Мастерская кукольника ( 5
ч),
из них пров. р. -1 ч
|
||||
30.
|
Может ли игрушка быть полезной.
Изготовление декоративных зажимов
|
Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока;
следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из
предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи
учеников.
Познавательные: выделять информацию из текстов заданную в
явной форме; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой
выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом
конкретных условий.
Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать
его точку зрения; оценивать высказывания и действия
партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
строить монологические высказывания в соответствии с
реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные
средства общения, в том числе и средства ИКТ;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои.
|
|
|
31.
|
Театральные куклы-марионетки.
|
|
|
|
32.
|
Изготовление изделий из предметов
и материалов одежды.
|
|
|
|
33.
|
Игрушка-неваляшка. Проверим себя.
|
|
|
|
34.
|
Что узнали, чему научились.
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий