Патриотическое
воспитание младших школьников
на
уроках русского языка.
Понимание
патриотизма уходит корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения
о том, что родина дороже отца и матери.
«Патриотизм – одна из наиболее значимых,
непреходящих ценностей,
присущих всем сферам жизни общества и государства,
является важнейшим духовным достоянием личности,
характеризует высший уровень ее развития и
проявляется
в ее активно-деятельностной самореализации на благо
Отечества».
как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала.
В речи, чтобы
убедить в чем-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц и фразеологизмов: ссылаемся на них, подкрепляем ими свои
мысли. В своей работе мы используем
следующие виды упражнений в работе с пословицами и фразеологизмами:
1.
Объединить
по смыслу
2.
Использовать
в речевой ситуации
3.
Сгруппировать
по тематике о Родине
4.
Подобрать
по заданной тематике
Примером к 4 заданию может служить такая подборка
пословиц:
·
Глупа
та птица, которой гнездо свое не мило.
·
Где
сосна взросла. Там она и красна.
·
Всякая
сосна своему бору шумит.
·
Без
корня и полынь не растет.
·
Дома
стены помогают.
·
Москва
всем городам мать.
·
Своя
земля и в горсти мила.
·
Матушка
Волга и широка и долга.
·
Всякому
мила своя сторона.
Большое
воспитательное значение имеет работа
со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания,
например: «Прочитайте в
«Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм».
Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в
словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага,
доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
В начальной школе отводится огромное внимание словарной работе. Для
каждого класса сформирован список слов с непроверяемыми написаниями. Виды упражнений
в
работе с пословицами можно использовать и в работе со словарными
словами.
Следует отметить, что данные виды упражнений эффективнее проводить в групповой форме взаимодействий
учащихся.
Любовь к своей Родине проявляется и в
умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм
устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой
является речевая культура личности – соблюдение этических и
коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся
специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как
могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте
предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со
словами «Будьте добры», «Будьте любезны».
Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите
ошибки в употреблении местоимений и т.д.
Рубрика «В копилку твоих знаний», которая содержится в каждом учебнике, предлагает толкование незнакомых слов, содержит сведения по этимологии, интересные факты из истории родного языка.
Рубрика «В копилку твоих знаний», которая содержится в каждом учебнике, предлагает толкование незнакомых слов, содержит сведения по этимологии, интересные факты из истории родного языка.
В разделе
«Слово и предложение» в теме «Виды
предложений по цели высказывания» можно дать задание составить предложения
на патриотическую тематику.
На раннем этапе овладения орфографической
зоркостью младшим школьникам
предлагаются различные тексты для списывания и тексты для
списывания, осложненные орфографическими задачами.
Поэтому учитель может предлагать тексты
патриотической направленности.
Например, текст
«Русская
земля»
Земля у нас Русская, а рода мы
славянского, от славных людей пошли. Со времен Кия прошло много лет. Возмужали
славяне.
Жили вольно и бесстрашно, как
птицы. Деревень у них было без счету и
городов много. Тыном от зверья отгораживались, а больших крепостей не ставили.
Могучему доброму народу кого бояться?
Заморские гости
называли Русскую землю Гардариком, страной городов. Имя это прилагалось не только
к Киевской Руси, но и к Псковской, Новгородской, Муромской землям.
Были города,
были и князья. Память и летопись сохранили имя мудрого князя Гостомысла.
(В.Бахревский)
«Истоки»
(У) кажд_ _ _ (из) нас есть св_я
р_ка. Она манит тих_ми зав_дями омут_в, дар_т удач(ь)ную п_клевку, раду_т
светлым журчани_м (на) к_м_нистых п_р_катах.
И кто (не) меч(ь)та_т найти
ее истоки?! П_пробуй пр_брат(ь)ся скво_ь густые ивняковые зар_сли, пр_йти (по) у_кому руч(ъ,ь)ю…
Вариант диктанта
«День
Победы»
9 Мая все
миролюбивые люди на земле отмечают День Победы.
Давно отгремели
последние залпы войны. На месте руин и пожарищ выросли новые города и села.
Колосятся хлеба на полях, где раньше шли бои. Синее небо дышит спокойствием и
тишиной. Но народ не забывает имена тех, кто отдал свою жизнь за родину, за
счастье всего человечества…
Каждый год 1
сентября, начиная новый учебный год, мы проводим в своих классах урок
Гражданственности. Знакомим учащихся с такими понятиями, как «гражданин»,
«патриот», «правительство», «государственные символы» и др. Ребята узнают о
том, что значит жить по законам своей страны, быть преданным ей; знакомятся
с правами и обязанностями гражданина.
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений
в работе педагога начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте происходит
активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни
общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного
способа поведения. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя
по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения
родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и
истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою
Родину; способности в будущем встать на защиту государственных интересов.
Прекрасный знаток
русской словесности, этнограф, талантливый писатель В.И. Даль так трактует
понятие «патриот» в своём словаре: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о
благе его, отечественник, отчизнолюб». Вместе с тем патриотизм – это
естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У
детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к
дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою
принадлежность к Отчизне.
Но, обращаясь к
этому вопросу время от времени, воспитать Гражданина, Патриота своей страны
невозможно. Поэтому считаю, что работа по данному вопросу должна стать
составной частью урока. Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско
– патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на
уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят
внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка
воспитывать у учащихся любовь к Родине.
Готовясь к уроку
русского языка, подбираю произведения русского народного творчества: загадки,
поговорки, пословицы, считалки, тем самым активизирую мысль детей, пробуждаю у
них познавательный интерес. Всё это способствует воспитанию любви к родному
слову, к истории своего народа.
Учебники русского
языка для начальных классов содержат немало упражнений, включающих задания,
способствующих гражданско-патриотическому воспитанию. Планируя урок, выбираю
тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и
отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в
первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию,
указанную в тексте или условии задания.
Например,
такой текст:
Первый
удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость.
Фашисты
стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами.
Стены
рушились, казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало
патронов.
Фашисты
ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами
в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до
последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.
В чём особенности
анализа данной ситуации? Во-первых, дети должны дать оценку поступку,
результатам деятельности людей, опираясь на свои знания; во-вторых, они должны
найти изучаемые правила по предмету. Очень важно, чтобы полученные знания ребят
о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные
переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно
проводить на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся
людях нашей страны.
Например, отрывок из рассказа Ушинского.
Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством
мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней
родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас
своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и
бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших
государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К.Д.Ушинский)
Вначале
работаем над содержанием, над понятиями «Отечество», «Родина», «Россия». Затем,
включаем задания по русскому языку.
1. Можно ли
данный набор предложений назвать текстом? Почему?
2. Какие
предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.
Работая
над темой «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках русского языка»,
разработала серию нетрадиционных уроков, включающих: урок – экскурсию, урок – путешествие, урок –
КВН, урок – игра «Что? Где? Когда?» и другие.
На уроке –
путешествии (4 класс), при закреплении темы «Определение падежа и склонения
имён существительных в единственном числе», совершаем «полёт» по городам –
героям нашей страны. Ребята узнают о том, как героически сражались защитники
Москвы в далёком 1941 году, о пережитой ленинградцами блокаде, о великой
Сталинградской битве и о том, какими стали эти города спустя 60 лет. Отмечаем
эти города на карте России флажками, рассматриваем фотографии с изображением
городов во время Великой Отечественной войны и в настоящее время. И наш
«самолёт» возвращается в исходную точку - город Омск. Работая с историческими
материалами, выполняем задания по теме урока. Находим в текстах имена
существительные, определяем склонение и падеж.
На уроке – экскурсии (2 класс), при изучении темы «Деление
слов на слоги», «идём гулять» по лесным тропинкам. Наблюдаем за увядающей
осенней природой, за жизнью лесных обитателей. Вот на тропинке встретился
зайчик, ёжик, лисичка (ребята отгадывают загадки о животных, рассматривают
картинки), делят слова на слоги. В глубине леса мы слышим голоса птиц: кукушки,
сороки, уханье совы. Определяем количество слогов в словах. А сколько разных
растений встречается в лесу! Берёза, осина, ель, шиповник, смородина,
земляника, липа и др.. Узнаём об их целебных свойствах и делим слова на группы:
односложные, двусложные, трёхсложные, четырёхсложные. В конце экскурсии приходим
к Чудо – дереву, которое одаривает ребят «лесными гостинцами» и оценивает их
работу на уроке.
Считаю, что на таких уроках учащиеся пополняют знания о
родном крае, переживают чувства привязанности к родной земле и гордость за её
прошлое и настоящее. Всё это способствует гражданско–патриотическому воспитанию
младших школьников.
Методически правильное использование учителем начальных
классов на уроках местного материала развивает у учащихся логическое мышление,
формирует диалектико– материалистическое мировоззрение, обеспечивает чувственно
– эмоциональное развитие, открывает богатые возможности для гражданско-патриотического,
нравственного воспитания.
Мы выпускаем книжки-раскладушки на темы: «Времена года», где
ребята отражают свои творческие возможности в рисунках и сочинениях о родном
крае;
«Это страшное слово -
война», ко дню Победы (ребята записали воспоминания своих бабушек и прабабушек
о том страшном периоде в жизни нашей страны, о своих прадедах - участниках
Великой Отечественной войны).
«Игры наших бабушек». В подборе содержания для книги
активное участие приняли близкие родственники учащихся. Они научили ребят
играть в те игры, в которые играли когда-то сами. Ребята описали условие игр и
нарисовали к ним рисунки.
Спасибо! очень полезный и интересный материал.
ОтветитьУдалить